www.ars-rhetorica.net

В Индии их называют хиджры, а по-другому – "третьим полом". Точных данных о том, сколько в Индии таких людей, нет. Согласно разным оценкам, от 500 тыс. до 5 млн. Часто хиджр еще называют евнухами, однако никто не знает, сколько из них на самом деле кастрированы, пишет сегодня автор публикации в берлинской газете Tagesspiegel (полный текст на сайте InoPressa.ru).

В 10 лет простой индийский паренек по имени Паппу обнаружил, что не такой, как все. Он чувствовал, что его тянет к мальчикам и ему нравится надевать женские наряды. Позже он убежал из дома, чтобы избавить свою семью от позора и иметь возможность жить так, как хочется. Свой новый дом он нашел у хиджр. Ему дали новое имя Сима.

"Мы не можем жить ни как мужчины, ни как женщины, и поэтому мы живем как третий пол", – говорит Сима.

Когда-нибудь Сима сделает последний шаг, шаг, который окончательно сделает ее представителем "третьего пола". Это кастрация. Сима в 24 года мечтает, что тогда кожа станет нежнее, волос на теле поубавится, а внешность обретет женственность. Однако опасения остаются, да и денег на операцию, которая официально запрещена, недостаточно. А старые методы "опасны". Многие не выжили. Традиционный ритуал – это своего рода примитивно-жестокая операция по смене пола.

Дай Ма, хиджра, делающий подобные операции, не удаляет пенис и мошонку скальпелем, а отрубает гениталии одним ударом ножа. А потом рана должна долгое время кровоточить. Тем самым вымывается "все мужское". В большинстве случаев остаются большие безобразные шрамы.

"Хиджры в Индии – это один из последних неисчезнувших культов евнухов на земле", – говорит Доротея Рикер, которая проводила исследования культа хиджр и является соавтором фильма "Между линиями" (Between the Lines). Это не чисто индийский феномен, в таких исламских государствах, как Пакистан и Бангладеш, можно встретить хиджр. Корни этого явления лежат в исламской и индуистской культуре, хиджры могут быть как мусульманами, так и индусами. С происхождением хиджр связано много саг из индуистской мифологии. Одна из них повествует о юноше Аваранане, которого собирались принести в жертву на следующий день. Он не хотел умирать девственником, и Кришна сжалился над ним, превратился в прекрасную Мохини и стал женой Аваранана. На следующий день Мохини овдовела.

В 250 км к югу от Ченная в храме Кооваган ежегодно весной на фестиваль приезжают хиджры из всех уголков Индии и исполняют свадебный ритуал.

Хиджры живут на задворках общества, но имеют культовый статус. С одной стороны, их презирают, насмехаются над ними и изолируют. С другой стороны, их побаиваются и приписывают им магическую силу, поскольку они объединяют в себе мужскую и женскую энергии, не производя потомства. Они поклоняются великой богине-матери (Bahuchara Mata), которая наделяет их способностью благословлять или проклинать.

Бездетные женщины просят у них благословения. Их якобы магические способности обеспечивают им существование. Хиджры приходят – часто без приглашения – на свадьбы, празднования по случаю рождения ребенка или крестины, принимают участие в переездах. Они поют и танцуют, требуя за это "бадхаи" – своеобразное вознаграждение за благословение. В противном случае они угрожают наложить проклятие. "Если проклятие будет исходить из самой глубины моей души, оно непременно подействует", – говорит Сима.

Провокация, в том числе и сексуальная, – в этом сила хиджр. Ярко накрашенные и одетые в пестрые женские наряды, они ходят, покачивая бедрами, по улицам индийских городов. Их появление всегда сопровождается шумом, часто они ведут себя довольно дерзко, а иногда даже агрессивно. В Дели можно часто увидеть, как они окружают влюбленные парочки и вытягивают из них деньги. В сети хиджр часто попадают и иностранцы. Хиджры просто появляются в квартирах новых жильцов и требуют денег. Многие из них зарабатывают попрошайничеством и проституцией.

Сима тоже иногда ходит в парки на заработки. "К нам приходят разные мужчины, – рассказывает она. – Днем они нас избегают, а ночью крутят с нами любовь". Иногда ее хватает полиция. Тогда она откупается или подставляет свою задницу.

Нередко случается, что хиджр насилуют или избивают – клиенты или полиция. Им неоткуда ждать помощи – их просто поднимут на смех. Традиционно хиджры селятся общинами в домах так называемых "гуру".

У Симы тоже есть свой гуру, его работа напоминает функции сутенера. "Он заставляет нас очень много работать". Он забирает деньги, которые они заработали проституцией или попрошайничеством.

Из 100 рупий Симе достается 10. За остальные он защищает ее, предоставляет ей жилье, дает взятки полиции и, если надо, вызволяет из тюрьмы. "Нам необходим гуру, это часть культа хиджр".

Иногда ей удается сбежать на пару часов. И тогда она идет в центр Mitr, расположенный на западе Нью-Дели, где ее и встретил автор публикации в Tagesspiegel. Там рассказывают о СПИДе и предлагают своего рода убежище, в котором они могут быть самими собой. Они собираются вместе, пьют чай, танцуют и поют. Там Сима встречается с другими хиджрами. И с котхами. "Хиджры и котхи образуют тесное сообщество", – говорит Сима. На Западе котхи назывались бы скорее трансвеститами. Но в Индии иные сексуальные границы. Котхи определяют себя как "принимающая" часть, то есть как пассивный сексуальный партнер. Их партнеры, пантхи, активная сексуальная сторона. Дискриминируются в основном котхи, поскольку во время полового акта они играют роль женщины.

Пантхи не считают себя гомосексуалистами или бисексуалами. По некоторым оценкам, около 30% всех индусов вступают в сексуальные связи как с женщинами, так и с мужчинами. Из-за этого возникают проблемы в борьбе против СПИДа: многие ошибочно полагают, что СПИДом можно заразиться только от женщины.

Котхи немного завидуют хиджрам, поскольку последние ведут себя так дерзко и свободно. Сима тоже не оставляет никакого сомнения в том, кто задает тон: она часто хлопает в ладоши, когда кто-то из котхи говорит что-то неверно. У нее своя манера хлопать в ладоши, которая является своеобразным языком – иногда она таким способом ругает, иногда дразнит, а иногда и нападает. Подобные жесты – культовый сигнал у хиджр. Скорее всего, эти жесты и звуки должны имитировать звуки совокупляющихся в любовном акте нагих тел. Для зажатых индусов они являются непристойными.

Но у Симы тоже есть абсолютно житейские романтичные мечты. Однажды она хочет выйти замуж, или, по крайней мере, завести постоянного партнера. Но вести домашнее хозяйство она не хочет ни в коем случае. "Я не хочу жить как второй род", – говорит она и в ее словах чувствуется пренебрежение. "Второй род" – это женщины. Она и дальше будет заниматься проституцией, говорит Сима. Для нее это тоже часть свободы.