Европейский союз теряет позиции в отношениях с Россией, и ему необходимо выработать новую единую стратегию для обеспечения своих интересов в диалоге с Москвой, говорится в опубликованном в среду докладе нового исследовательского центра. Пока же одни государства ЕС идут на прямую конфронтацию с восточным соседом, другие придерживаются промосковских позиций, а большинство исповедует прагматизм и стремится к выгодным сделкам с Кремлем.
В докладе Европейского совета международных отношений (ECFR) говорится, что Россия вызывает в ЕС самый мощный раскол с тех пор, как бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд разделил Европу на "старую" и "новую" при подготовке войны в Ираке в 2003 году, пишет агентство Reuters (полный текст на сайте InoPressa).
- "Троянские кони", "стратегические партнеры" и прагматики
Европейская стратегия 1990-х годов – попытки сделать слабую, погрязшую в долгах Россию более демократичной и западной – уже устарела, и многие члены Евросоюза отказались от совместных действий, заключив двусторонние сделки с Москвой, констатируют авторы исследования.
"Сегодня Кремль задает повестку дня в отношениях ЕС с Россией, и при этом он все чаще нарушает правила игры", – считает бывший министр иностранных дел Германии Йошка Фишер, сопредседатель ECFR.
Авторы доклада – Марк Леонард и Нику Попеску – уверены, что ЕС необходимо выработать новую долгосрочную стратегию, с помощью которой можно удержать Россию в рамках закона и создать "систему раннего оповещения" в двусторонних отношениях с Москвой, чтобы избавить другие европейские государства от неприятных сюрпризов.
По их мнению, союз 27 стран утратил рычаги влияния из-за отсутствия единства, однако в их работе не объясняется, на каком основании крупным европейским державам, у которых близкие связи с Россией в энергетике и бизнесе, захочется менять линию поведения.
Сейчас Евросоюз разделился, и существует два основных подхода к России: попытка справиться с возможной угрозой с помощью политики "мягкого сдерживания" и сближение с потенциальным партнером за счет его "постепенной интеграции" в европейскую систему.
В то же время, исследователи не согласны с мнением, будто имеет место расхождение между Востоком и Западом – радикально настроенными жителями Восточной Европы, которые в коммунистическую эпоху пребывали в тени Москвы, и более терпимыми гражданами западноевропейских стран.
"Троянские кони", "стратегические партнеры" России и прагматики
Авторы утверждают, что Греция и Кипр – это "троянские кони", поскольку правительства данных стран часто защищают позиции, близкие интересам России. В то же время Польшу и Литву они называют "новыми бойцами холодной войны" – эти государства открыто враждебны России и готовы пользоваться своим правом вето, чтобы заблокировать переговоры ЕС с Москвой.
Однако между указанными полюсами существует целый спектр возможных моделей поведения, говорят исследователи.
Германию, Францию, Италию и Испанию докладчики называют "стратегическими партнерами" России – они наладили особые двусторонние отношения с Кремлем, которые иногда противоречат общим целям ЕС, например, в энергетической политике и в отношениях со своими восточными постсоветскими соседями.
Австрия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Словакия, Словения и Португалия – это "дружелюбные прагматики", которые в контактах с Москвой ставят бизнес выше политики. Великобритания, Чехия, Дания, Эстония, Ирландия, Латвия, Нидерланды, Швеция и Румыния – "холодные прагматики", которые критически относятся к России из-за ситуации с правами человека и демократией, но все же стремятся вести с ней бизнес.
В докладе Евросоюзу рекомендуется требовать от России соблюдения всех международных соглашений и стандартов, которые она приняла, и связать ее участие в "большой восьмерке" с приверженностью верховенству закона. Если Москва не пойдет на сотрудничество, другим промышленно развитым государствам следует встретиться в сокращенном формате – в виде "большой семерки".
Кроме того, как считают докладчики, страны Евросоюза должны предоставить Европейской комиссии право предварительного утверждения энергетических договоренностей и полномочия на использование законов ЕС о конкуренции при проверке энергетических сделок с Москвой.