Аркадий Гайдамак неоднократно упоминается среди бывших и нынешних граждан России(СССР) в связи со скандалом вокруг израильского банка Hapoalim
Архив NEWSru.com
Аркадий Гайдамак неоднократно упоминается среди бывших и нынешних граждан России(СССР) в связи со скандалом вокруг израильского банка Hapoalim Виталий Малкин - представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Правительства Республики Бурятия
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Аркадий Гайдамак неоднократно упоминается среди бывших и нынешних граждан России(СССР) в связи со скандалом вокруг израильского банка Hapoalim
Архив NEWSru.com
 
 
 
Виталий Малкин - представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Правительства Республики Бурятия
www.council.gov.ru
 
 
 
Борис Иванишвили
www.vedomosti.ru

Аркадий Гайдамак неоднократно упоминается среди бывших и нынешних граждан России(СССР) в связи со скандалом вокруг израильского банка Hapoalim. При этом его имя оказалось единственным, названным в истории с "люксембургским" продолжением этой истории.

Имена прочих "российских олигархов" в Люксембурге назвать отказываются, поскольку, как рассказал журналистам следователь люксембургской прокуратуры Жан-Поль Фривен "мы не уполномочены раскрывать какие-либо подробности, касающиеся нашего расследования. Мы начали это расследование по запросу израильских властей, и решение о том, какую информацию можно обнародовать, принимают именно они".

В Израиле представителям правоохранительных органов запретили комментировать происходящее, однако газете Haaretz удалось выяснить, что, по данным израильских следователей, Аркадий Гайдамак перевел со своего счета в банке Hapoalim 120 млн долларов в третью страну, предположительно США, а затем в Люксембург. Следственные органы Израиля подозревают, что служащие банка предупредили господина Гайдамака о грядущем аресте счетов.

Примечательно, что столкнувшись с перспективой ареста всех своих зарубежных активов и невозможностью въехать в любую цивилизованную страну, за исключением России или Анголы, Аркадий Гайдамак "заговорил" об оружии, нефти и алмазах.

Так, в начале апреля журнал "Компания" выдвинул предположение о том, что, инициировав разбирательства вокруг вкладчиков Hapoalim, израильтяне не столько пошли навстречу пожеланиям российской стороны приструнить "беглых олигархов", сколько нанесли ответный удар. Возникновение "дела Hapoalim" нередко увязывали с поставками российских ракет Сирии, однако на сегодняшний день сильнее всего от израильских борцов с "грязными деньгами" пострадал вполне лояльный Кремлю Гайдамак.

Не исключено, что в Москве оказались перед нелегким выбором. Либо отказаться от услуг Гайдамака и потерять для себя Анголу, либо признать факт сотрудничества с ним со всеми вытекающими отсюда репутационными издержками.

Обида

Гайдамак - израильский финансист, выходец из бывшего СССР (а конкретно с Украины), по собственным словам, советник ангольского президента (по другим сведениям - советник бывший). При этом он разыскивался Интерполом по уголовному делу о незаконной продаже российского оружия Анголе в обмен на урегулирование вопросов внешнего долга и участие в нефтяном и алмазном бизнесе.

Аркадий Гайдамак родился в 1952 году. Эмигрировав из СССР в начале семидесятых годов, он пожил некоторое время в Израиле, но вскоре обосновался во Франции. Там работал переводчиком с французского и русского. Затем создал фирму, которая обеспечивала синхронным переводом международные встречи и деловые переговоры высокопоставленных советских гостей.

В СМИ неоднократно сообщалось, что у него есть израильское, ангольское, канадское и французское гражданство, и что он владеет шестью языками. В последние годы, как следует из интервью Гайдамака газете "Версия", он постоянно проживает в Москве.

Все обвинения против себя он называет лишь попытками "опорочить еврея - выходца из России, добившегося делового успеха, связывая его имя с мафией или с КГБ" (Цитата из газеты Haaretz).

Гайдамак настолько огорчился публикациями в различных иностранных и российских СМИ, что даже дал указание своим адвокатам подготовить иск к "Коммерсанту" после публикации в газете статьи "Дело Hapoalim дошло до Люксембурга". Однако через несколько дней заявил, что отзывает свой иск к газете. По его словам, он проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что издания, в которых в последнее время фигурировала его фамилия, использовали непроверенную и тенденциозную информацию, намеренно распространяемую рядом иностранных организаций,необъективно настроенных по отношению к нему.

Заслуги перед отечествами

Главной причиной своих неприятностей Аркадий Гайдамак называет урегулирование вопроса с ангольским долгом бывшему СССР и легальное обеспечение законного правительства Анголы необходимым ему оружием в 1990-х годах (в 1995 году лидер сепаратистской организации УНИТА Жоанас Савимба, нарушив соглашение, развязал гражданскую войну, ангольскому правительству срочно понадобилось оружие, однако денег на такие покупки у него не было).

Правда некоторые пристрастные наблюдатели еще тогда отмечали, что если под урегулированием понимать то, что Гайдамак "уговорил" Россию снизить сумму задолженности с 7 до 1,5 млрд долларов с отсрочкой погашения на 25 лет, а под "нефтяные" гарантии правительства Анголы (в размере 460 млн. долларов) за 10 процентов комиссионных организовал (при участии российских банков) встречные поставки продуктов питания, медикаментов, подряды на строительство больниц и т.д.), то обрушившийся на бывшего француза и нынешнего не то ангольца, не то израильтянина золотой дождь можно попробовать посчитать честным вознаграждением.

Золотые дожди

При том, что первые пожелания ангольского правительства вообще не превышали 5 - 7 милллионов, Гайдамак и его основной партнер по ангольскому делу Пьер Фалькон, французский бизнесмен корсиканского происхождения, владелец словацких компаний ZTS-Osos и Brenco International, довели схему "оружие в обмен на нефть" до совершенства: объем сделок составлял 47 млн долларов в 1993 году, 460 млн долларов уже через год и 563 миллиона долларов еще через несколько месяцев. А в начале нового века появились сообщения, что, возможно, благодаря полулегальным связям Пьера Фалькона и Аркадия Гайдамака, Ангола направила боевую технику и квалифицированные военные кадры (около 200 человек) в качестве инструкторов для организации военного переворота в западноафриканском государстве Кот д'Ивуар.

При этом содержание сделок - международная торговля оружием - как было, так и осталось нелегальным. Французская юстиция в свое время выписала международный ордер на его арест.

По этому делу был даже арестован сын покойного французского президента Миттерана - 54-летний Жан-Кристоф Миттеран (получивший у журналистов прозвище Мсье Африка).

Однако затем кассационный суд Парижа распорядился прекратить преследование всех, кто имел отношение к этому громкому скандалу. Основанием стали нарушения судебной процедуры, допущенные при расследовании.

Гайдамак даже подал в суд на министра обороны Франции Алена Ришара и следователя, который вел дело о его причастности к нелегальной торговлей оружием в Анголе. Он считает, что у французской юстиции не было никаких оснований для привлечения его к ответственности. А представители французских спецслужб иначе как представителем российской организованной преступности во Франции господина Гайдамака не называют.

Тайна ордена

Самый красивый эпизод ангольской истории - французский орден. Когда у Аркадия Гайдамака возникли проблемы с французской полицией, он совершил чудо: спас из плена сбитых в Боснии французских летчиков и за сей подвиг был награжден французским орденом "За заслуги".

Правда, в 2001 году несколько российских газет опубликовали рассказ руководителя аппарата французского президента Бертран Ландрие, который заявил: "Материалы, которыми я располагаю, свидетельствуют о том, что господин Гайдамак не был награжден за освобождение пилотов".

По другой версии, награда нашла героя за "успехи в торговле мясом с Россией" - Гайдамака включили в "специальный список" особо отличившихся на этом фронте сотрудников министерства сельского хозяйства.

Банковский след

В России же Аркадия Гайдамака вспоминают и по другим поводам. В мае 2000 года он вдруг оказался председателем совета директоров банка "Российский кредит", причем по неизвестной причине только в этом 2000 году "Российский кредит" сообщил, что г-н Гайдамак является его акционером еще с 1993-го, то есть он "решал" проблему ангольских долгов СССР и продавал оружие Анголе именно в этом качестве.

Основными его партнерами пресса тех лет называет Виталия Малкина, формального главу банка "Российский кредит" и Андрея Вавилова, тогдашнего замминистра финансов.

Без замминистра схема бы не сработала. В 1996 году ангольский Центробанк выдал российскому Минфину 31 вексель на общую сумму в полтора миллиарда долларов с датами погашения начиная с 2001-го по 2016 годы. Эта группа товарищей предложила за один доллар ангольского долга один доллар в валюте любой европейской державы. Россия из 5,5 миллиарда ангольского долга получила, по оценкам пессимистов, всего 100 миллионов долларов, а по оценкам оптимистов - 1,5 миллиарда, следы которых, впрочем, все равно бы потерялись.

Сенатор из списка

Сегодня Виталий Малкин - представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Правительства Республики Бурятия (с января 2004 года), член Комитета по промышленной политике, член Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой РФ, заместитель председателя Комиссии по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации. В прошлом - успешный научный сотрудник, в совсем недавнем прошлом - член президиума Российского еврейского конгресса. Журнал "Финанс", опубликовавший в феврале 2005 года рейтинг российских миллиардеров, оценил его состояние в 420 миллионов долларов.

Малкин занял пост президента банка в 1994 году, когда его основатель и фактический владелец Борис Иванишвили ушел с этого поста. Малкин, по словам Иванишвили, выполнял представительские функции: представлял банк в госструктурах, замещал босса на разных формальных встречах и неформальных тусовках, но никогда не решал, какое направление бизнеса форсированно развивать, какое сворачивать, что покупать, а что продавать, как подбирать кадры и как ими управлять.

"Мы вместе начинали бизнес, тогда никто не знал, на что он способен. Виталий - мой друг, он никогда меня не предавал, поэтому он остается моим партнером, а я рад, что сделал друга богатым человеком" - говорил Борис Иванишвили - один из самых загадочных российских предпринимателей, который последние лет 15 не участвовал в публичных мероприятиях, не давал интервью, только копил деньги - в сегодняшнем интервью газете "Ведомости".

Там же он признается, что знает и Аркадия Гайдамака, познакомился с ним в 1991 году. Цитата: "Никакого совместного бизнеса у меня с ним не было. Зато благодаря ему я занялся недвижимостью. В 1992-1993 гг. Гайдамак взял в банке кредиты, обеспеченные акциями "Минска" и "Центральной", и не вернул их". А вот как Гайдамак, по словам Иванишвили, стал председателм совета директоров: "Если бы он денег дал, я бы ему и больший пакет за меньшие деньги продал. Документов, правда, сразу никаких не подписали, но его назначили председателем совета - у нас как раз тогда Лившиц уходил с этой должности, надо было на его место кого-то подбирать. Гайдамак, видимо, не верил, что я не буду банк банкротить. Поработал у нас три месяца, увидел своими глазами все залоги и ушел. Ну а когда мы узнали, что он оружием торгует, я сказал, что ноги его больше в банке не будет".