Большую часть картин удалось выявить благодаря репродукциям на сайте ГМИИ им. Пушкина, где они обозначены как картины неизвестного происхождения
Moscow-Live.ru
Большую часть картин удалось выявить благодаря репродукциям на сайте ГМИИ им. Пушкина, где они обозначены как картины неизвестного происхождения
 
 
 
Большую часть картин удалось выявить благодаря репродукциям на сайте ГМИИ им. Пушкина, где они обозначены как картины неизвестного происхождения
Moscow-Live.ru

Варшава добивается от России возвращения 18 объектов культурного наследия, вывезенных немцами в Германию во время Второй мировой войны и попавших затем в советские музеи, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на польского министра культуры Богдана Здроевского.

По словам министра, сейчас Польша пытается вернуть из-за рубежа 31 произведение. 18 из них находятся в России, три - в Германии, четыре - в США. Картины в российских музеях были вывезены гитлеровцами из Польши в Германию в 1945 году, откуда попали в СССР. Большую их часть удалось выявить благодаря репродукциям на сайте ГМИИ имени Пушкина, где они обозначены как картины неизвестного происхождения. Часть работ находится в Художественном музее имени Радищева в Саратове.

"Для нас очень важно преодолеть практику невозвращения объектов культуры из России, и важно, что мы начинаем с бесспорных. Хочу, чтобы хотя бы одна картина была возвращена безвозмездно", - сказал министр в Варшаве на пресс-конференции о возвращении произведений искусства из России, организованной Центром польско-российского диалога и примирения.

Таким бесспорным объектом, по его мнению, является "Мадонна с младенцем и попугаем на фоне пейзажа" (XVI век) из Музея истории и искусства имени Бартошевичей в Лодзи. Эту картину в 1937 году в Вене приобрел Кароль Рамунд Эйзерт, после смерти которого наследники передали ее в музей. 19 января 1945 года немцы вывезли полотно в Саксонию, откуда оно попало в ГМИИ имени Пушкина в Москве.

По словам министра, переговоры с российской стороной осложняет исчезновение пострадавших польских коллекций и музеев, а также политические решения, принятые после войны. Согласно закону о перемещенных культурных ценностях 1998 года, Россия категорически отказывается возвращать "трофейное искусство".

В число таких произведений, хранящихся в ГМИИ, входит "Клад Приама", "Эберсвальдский клад", "Золото Меровингов" из немецких музеев. В настоящий момент директор ГМИИ Ирина Антонова, в свою очередь, добивается возврата из Эрмитажа в Москву коллекции импрессионистов.

Эрмитаж: требования Польши спровоцировал вопрос Антоновой о воссоздании ГМНЗИ

Вопрос воссоздания Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), результатом чего мог бы стать переезд части коллекции Эрмитажа из Санкт-Петербурга в Москву, мог спровоцировать требования Польши о возврате 18 находящихся в России культурных ценностей, сказала журналистам в среду советник Эрмитажа Юлия Кантор.

Речь идет о произведениях искусства, вывезенных немцами в Германию во время Второй мировой войны и попавших затем в советские музеи. По данным польской стороны, они находятся в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, директор которого Ирина Антонова и выступила с инициативой возрождения ликвидированного в 1948 году по приказу Сталина ГМНЗИ, а также в Художественном музее имени Радищева в Саратове.

"Это лишний раз подтверждает то, что мы сами внутри своей страны, внутри своих двух столиц даем повод для обострения не только в сфере культуры, но и в сфере политики - и вот характерный пример", - сказала эксперт, специализирующаяся, в частности, на вопросах трофейного искусства и перемещенных ценностей.

Об этой опасности ранее также говорил возглавляющий Эрмитаж Михаил Пиотровский, выступающий против переезда картин из Санкт-Петербурга в Москву.

Кантор отметила, что отношения между Россией и Польшей "никогда не были простыми". "Но в последнее время обнаружились де юре и де факто потепление в этих отношениях и возможность того самого диалога, и оно присутствует и в комиссии по сложным вопросам, которая работает между Россией и Польшей", - рассказала советник директора Эрмитажа.

По словам эксперта, вопросы по реституции послевоенного времени регламентируются законом о перемещенных культурных ценностях, который, правда, не всегда совпадает с с законодательством Европейского союза. По внутреннему законодательству претензии физических лиц Россия не принимает.

В 2008 году ГМИИ имени Пушкина уже приходилось передавать Германии шесть витражей из церкви Святой Марии (Marienkirche) во Франкфурте-на-Одере, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны.