Авторство трех икон - "Архангел Михаил", "Христос Вседержитель", "Апостол Павел", - которые традиционно считались творением Андрея Рублева, поставлено под сомнение
©РИА Новости /Владимир Трефилов
Авторство трех икон - "Архангел Михаил", "Христос Вседержитель", "Апостол Павел", - которые традиционно считались творением Андрея Рублева, поставлено под сомнение
 
 
 
Авторство трех икон - "Архангел Михаил", "Христос Вседержитель", "Апостол Павел", - которые традиционно считались творением Андрея Рублева, поставлено под сомнение
©РИА Новости /Владимир Трефилов

Третьяковская галерея представила результаты новых исследований так называемого Звенигородского чина - одного из главных шедевров своего собрания древнерусской живописи. Авторство трех икон - "Архангел Михаил", "Христос Вседержитель", "Апостол Павел", - которые традиционно считались творением Андрея Рублева, поставлено под сомнение. Впрочем, в музее призывают не делать из анализа сенсации. Как отметила директор Третьяковки Зельфира Трегулова, все выводы находятся на стадии "осторожного предположения", сообщает газета "Коммерсант".

Технико-технологические исследования Звенигородского чина в течение двух лет вели сотрудники Третьяковской галереи и Государственного научно-исследовательского института реставрации. Эти иконы были атрибутированы Андрею Рублеву в монографии Игоря Грабаря 1926 года, а в поле зрения ученых впервые оказались в 1918-м. Никаких летописных или житийных свидетельств о создании этого чина не сохранилось.

Реставратор и искусствовед Софья Свердлова на недавно прошедшем круглом столе рассказала о спектре проведенных исследований - были сделаны рентгенограммы, съемки в инфракрасных лучах, макрофотографии, химические анализы.

Полученные результаты указывают на то, что автором "Христа Вседержителя" был не тот же художник, что у "Архангела Михаила" и "Апостола Павла". Причем сравнительный анализ обнаруживает "другую руку" и в случае со знаменитой "Троицей", приписываемой Рублеву. Таким образом, предполагают исследователи, над "Троицей" работал "третий мастер".

По словам Софьи Свердловой, "отличия нашли во всех слоях, как в личном, так и в доличном письме". Напрашивается гипотеза о существовании не просто "круга Андрея Рублева", как считалось до сих пор, но некоей греко-русской среды изографов того времени - художников, которые, скорее всего, общались между собой и иногда работавших сообща. Тем не менее в Третьяковке призывают не спешить со скоропалительными заявлениями.