В Москве открывается первая выставка частного собрания русской портретной миниатюры
АртБридж
В Москве открывается первая выставка частного собрания русской портретной миниатюры
 
 
 
В Москве открывается первая выставка частного собрания русской портретной миниатюры
АртБридж

В четверг в Государственном историческом музее открывается выставка русской портретной миниатюры из собрания SEPHEROT Foundation, крупнейшей коллекции такого рода, хранящейся в частных руках. Коллекция выставляется впервые и входит в большой проект музея "Русский исторический портрет", сообщается в пресс-релизе музея.

Интимные, дарственные, парадные, наградные - все эти миниатюрные портреты не только удивительные свидетели времени. Прижизненные изображения монархов, высшей аристократической элиты России, безымянные портреты жен, мужей, детей, влюбленных - это жизни и судьбы, запечатленные на трех-пяти сантиметрах драгоценной живописи.

Коллекция содержит около 170 миниатюр. Ее главная ценность - миниатюры XVIII века, которые немногочисленны даже в крупных отечественных музейных собраниях. В основе коллекции - обширное собрание, составленное за границей Галиной Вишневской и Мстиславом Ростроповичем. Ряд миниатюр Фонда в начале XX века принадлежал историку русской культуры великому князю Николаю Михайловичу, его лучшая в России коллекция почти полностью была вывезена после революции за границу и распродана, и затем они попали в европейские коллекции. Немало миниатюр происходит из фамильных и коллекционных собраний русской аристократии.

Особую ценность собранию придают его эмалевые раритеты и уникаты. Так, портрет молодого Петра I работы Джосиаса Барбета, по-видимому, является самой ранней миниатюрой царя и вообще первым изображением русского человека в портретной миниатюре. Это, вероятно, одна из тех миниатюр, которые Петр заказал в Лондоне и привез в Россию и которые стали образцами для мастеров-эмальеров Оружейной палаты. В коллекции представлены также портреты Петра I 1700-х годов работы первых русских миниатюристов - все они служили когда-то наградными медальонами. Один из них сохранил свое первоначальное алмазное убранство.

Шедевром собрания по праву считается крупная эмалевая миниатюра Екатерины II работы Петра Жаркова 1791 года, изображающая императрицу в дорожном костюме.

В собрании отражены все значительные явления, представлены почти все крупные имена русских и иностранных миниатюристов, работавших в России на протяжении всего времени существования искусства портретной миниатюры, - с конца XVII до конца XIX века.