Чем меньше времени остается до нового года, тем активнее экономисты пытаются спрогнозировать, что же нас ждет в 2011 году
Архив NEWSru.com
Чем меньше времени остается до нового года, тем активнее экономисты пытаются спрогнозировать, что же нас ждет в 2011 году
 
 
 
Чем меньше времени остается до нового года, тем активнее экономисты пытаются спрогнозировать, что же нас ждет в 2011 году
Архив NEWSru.com

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

Чем меньше времени остается до нового года, тем активнее экономисты пытаются спрогнозировать, что же нас ждет в 2011 году. Оценки эти получаются, зачастую, весьма противоречивыми.

Официальная позиция правительства, если отвлечься от нюансов, примерно такая: в стране наблюдается промышленный рост и рост ВВП, доходы населения растут, инфляция невысока, дефицит бюджета меньше, чем планировался. В следующем году все эти параметры станут еще лучше. Конечно, рост мог бы быть более высоким, а инфляция - низкой, но в целом, у нас идет процесс активного посткризисного восстановления экономики. В то же время независимые эксперты из уважаемых аналитических центров оспаривают буквально каждый тезис из тех, которым оперируют власти.

Скажем, специалисты Центра развития ВШЭ полагают, что отечественная экономика стагнирует. Они мотивируют свои выводы тем, что в течение 2010 года роста российского экспорта не наблюдается (а в последнее время идет его сокращение), зато импорт начиная с весны увеличивается ударными темпами - по 3% в месяц. Учитывая важность экспорта-импорта в структуре российского валового продукта, эксперты ожидают по итогам года роста ВВП не 4-4,5% (как прогнозировало правительство), а 2-2,5%.

Никакого быстрого роста не произойдет и в 2011 году - об этом в свою очередь свидетельствуют расчеты Международного валютного фонда. Эксперты МВФ исходят при этом из двух факторов - сокращения бюджетных расходов и повышения налогов. На оба этих шага власти вынуждены пойти, чтобы сократить бюджетный дефицит. Задача, безусловно, благородная - но следствием ее решения станет отсутствие каких бы то ни было "локомотивов" роста и повышение налогов на бизнес.

По оценкам вице-премьера и министра финансов Алексея Кудрина, в 2011 году налоги вырастут на 2,3% к уровню 2010 года, а к 2013 году - на 3,6%. По мнению экспертов, увеличение налоговой нагрузки свяжет бизнес по рукам и ногам, и он не сможет обеспечить опережающих темпов экономического развития в 2011 году - других же драйверов этого роста не видно, если, конечно, не брать в расчет нашу вечную палочку-выручалочку: высокие цены на нефть. Однако никто из экономистов не может сегодня предсказать, как изменятся нефтяные цены в 2011 году: вырастут, упадут, а может, стабилизируются на нынешнем уровне?

Еще более категоричен в своих негативных оценках и прогнозах бывший советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов: он полагает, что в стране имеет место общеэкономический спад. Проанализировав расчеты аналитического центра при правительстве России, он пришел к выводу, что в целом ряде отраслей наблюдается серьезный спад начиная с весны нынешнего года.

Прежде всего, речь идет о сельском хозяйстве и грузообороте транспорта. В результате, по данным Илларионова, в сентябре начали падать реальные денежные доходы населения (на 3% в годовом исчислении). Росстат с такой оценкой явно не согласен: по данным статистического ведомства, зарплаты в стране растут. Однако специалисты утверждают, что этот рост сопровождается сокращением занятости на крупных и средних предприятиях, что препятствует росту общей величины доходов населения.

А Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования задался вопросом: как выглядят сегодняшние экономические показатели по сравнению с докризисным уровнем сентября 2008 года. Выяснилось, что серьезное падение наблюдается по всем обрабатывающим отраслям - от 8% (дерево- и металлообработка) до 32% (производство машин и оборудования). Одна из главных причин - отсутствие платежеспособного спроса: его не могут предъявить ни хозяйствующие субъекты, ни финансовые учреждения, ни население.

Отнюдь не так радужно, как это представлялось еще 2-3 месяца назад, обстоят сейчас дела и с инфляцией. Сегодня уже никто не вспоминает о правительственных прогнозах, согласно которым инфляция по итогам года должна была составить 6-6,5%. Из-за стремительного роста цен на продукты официально называются другие ориентиры: 8-8,5%. Ну а эксперты Центра развития оперируют и более высокими темпами роста цен: 9-9,5% по итогам 2010 года. Мало того, специалисты считают, что и в следующем году никакого торможения роста цен не ожидается: ведь с января уже задан рост тарифов естественных монополий и услуг коммунального сектора на 10-14% - что выше любых прогнозов по инфляции.

Значит ли это, что не следует верить более-менее оптимистическим официальным данным, касательно перспектив развития российской экономики, и безоговорочно принимать лишь пессимистичные пассажи независимых экспертов? Вовсе нет. Однако денежным властям, выступающим с теми или иными макроэкономическими прогнозами, было бы неплохо закладывать в свои оценки те риски, о которых вполне справедливо говорят эксперты.

Раньше политика учета этих рисков воплощалась в формировании Стабилизационного (Резервного) фонда. В следующем году фонд этот может, согласно прогнозам Минфина, обнулиться. И что тогда власти будут противопоставлять, скажем, резкому снижению нефтяных цен или столь же резкому взлету инфляции, или каким-то иным неприятностям? Вопрос остается открытом.

Конечно, хочется верить, что нашими финансово-экономическими ведомствами управляют профессионалы, и все вышеперечисленные риски они видят не хуже независимых экспертов. И даже, надо полагать, как-то их обсуждают в своем кругу.

Вот только на широкую публику они предпочитают выходить с очередной порцией "хороших" новостей - и ни слова о потенциальных рисках. Как бы такая своеобразная информационная политика не аукнулась в 2011 году "неожиданной" порцией экономических неприятностей. Впрочем, экономическим чиновникам-то чего волноваться? Как показывает опыт кризисного периода, в любом случае аукнется она для нас с вами, а не для них.