1 июля президент Бердымухамедов принял председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера
Первый канал
1 июля президент Бердымухамедов принял председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера
 
 
 
1 июля президент Бердымухамедов принял председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера
Первый канал

4 июля в Туркменистан по пути на саммит "большой восьмерки" в Японии заедет с рабочим визитом президент России Дмитрий Медведев. Темой его переговоров с Гурбангулы Бердымухамедовым станут маршруты экспорта энергоресурсов, сообщает "Время новостей".

1 июля президент Бердымухамедов принял председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера. Но стороны не только не договорились об условиях сотрудничества в следующем году, но и существенно разошлись в подходах к нему.

Главным предметом разногласий является принцип долгосрочности гарантий поставок со стороны Туркменистана. Ашхабад хочет получить цену, рассчитанную по принципу net back от европейской цены (то есть за вычетом транспортировки), но без предоставления таких гарантий.

Он намерен работать на базе однолетних контрактов, договариваясь каждый раз о конкретной цене, имея возможность ее корректировки в течение года в случае существенного роста стоимости газа в Европе.

К примеру, в конце этого года цена в Европе составит 400 долларов за тысячу кубометров. Стоимость транспортировки от границы Туркменистана с Узбекистаном до чешско-германской границы (приемный пункт Вайдхаус) составляет около 70-75 долларов. То есть с учетом маржи "Газпрома" можно прогнозировать рост закупочной цены до 280-300 долларов за тысячу кубометров.

"Газпром" теоретически готов согласиться на такие цены в обмен на долгосрочный контракт с формулой цены и обязательствами со стороны поставщика.

Ашхабад при этом уже выделил газопровод в Китай в качестве приоритета, ведет переговы по проектам газопроводов: Транскаспийскому - европейского назначения, и Трансафганскому - азиатского назначения.

Долгосрочный контракт с "Газпромом" вынудил бы Туркменистан уже сейчас предъявить другим контрагентам аудит запасов и реальные планы развития добычи, которые могут обеспечить новые маршруты газом как минимум на 25-30 лет вперед. Отсутствие гарантий для России позволяет вести параллельные переговоры с другими потенциальными покупателями, прежде всего Еврокомиссией, которая пытается создать политическую платформу для поставок туркменского газа в ЕС в обход России.