Всего двумя абзацами своего бюджетного послания президент определил принцип расходования средств стабфонда. Нефтедоллары поделят на две части. Резервную - неприкосновенный запас, который можно будет расходовать лишь на финансирование дефицита бюджета и погашение долга, и "фонд будущих поколений" - деньги, которые можно тратить уже сейчас. Размер резервной части предложено установить в процентах от объема ВВП. Если верить советнику президента Аркадию Двороковичу, размер резервного фонда будет установлен так, что до 2009 года начать тратить средства стабфонда не удастся.
Как пишет "Коммерсант", Владимир Путин в своем послании положил конец спорам о судьбе стабилизационного фонда, фактически перенеся все дискуссии на период после президентских выборов.
В своем бюджетном послании президент сделал четкое предложение. "Средства стабилизационного фонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и (или) досрочное погашение государственного внешнего долга. При этом необходимо провести четкое разделение между средствами, которые резервируются в стабилизационном фонде с целью минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами, формируемыми сверх этого объема ("фонд будущих поколений"). Объем резервной части целесообразно установить в процентном отношении к ВВП".
По словам советника президента Акадия Дворковича, процент от ВВП, которым ограничится "резервный" фонд, будет установлен "несколько ниже" 10% ВВП России. Оставшиеся средства будут направлены в "фонд будущих поколений". Советник президента пояснил, что администрация президента предполагает, что "фонд будущих поколений", который планируется накапливать в течение двух лет, должен быть создан в 2007 году.
В отличие от "резервной части", которую можно тратить лишь на финансирование дефицита бюджета и погашение внешнего долга, "фонд будущих поколений" вполне может быть размещен и в высокорисковых активах и даже частично потрачен внутри России.
Если взять за основу 10-процентную планку ВВП, то на сегодняшний день весь стабилизационный фонд будет состоять из "резервной" части. В 2005 году ВВП России составил более 21,6 трлн рублей, а объем стабилизационного фонда на сегодняшний день составляет 1 трлн 929 млрд рублей. То есть тратить средства стабилизационного фонда на что-либо, кроме как на финансирование дефицита бюджета или погашение внешнего долга, нельзя.
Однако, если верить прогнозам трехлетнего финплана на 2006-2008 годы, то уже к 2009 году "фонд будущих поколений" достигнет внушительных размеров. К концу 2008 года размер стабфонда прогнозируется на уровне около 4 трлн рублей, а размер ВВП к концу около 30 трлн руб с учетом инфляции.
То есть после президентских выборов средства "фонда будущих поколений", который таким образом можно оценить к началу 2009 года в сумму не менее 1 трлн рублей, могут начать вбрасываться в экономику. И это при самых консервативных прогнозах относительно цен на нефть. На самом деле, как считают эксерты, сумма будет еще больше - в трехлетний финплан заложены весьма скромные оценки. Конечное решение о судьбе этих денег будет принимать преемник Владимира Путина и будущая Госдума.
На фоне этого дискуссия о том, нужно или не нужно размещать 10% стабфонда в акциях иностранных компаний, ведущаяся Минфином и аппаратом правительства, видимо, обречена затухнуть, пишет "Коммерсант". Зато команда следующего президента может рассчитывать на действительно значительные средства, которые можно будет пустить на будущие госрасходы.
Мнения экспертов
Эксперты не сомневаются в том, что настало время делить стабфонд, однако по поводу того, в каких пропорциях это делать и как тратить деньги, обнаружились большие разногласия, пишет газета "Новые известия".
Председатель комитета Госдумы России по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов убежден, что "размещать средства надо более смело - в устойчивых крупных капиталоемких структурах". "К тому же надо конкретно указывать в бюджете, куда должны тратиться деньги стабфонда, - отмечает депутат. - За резервной частью стоит опасность инфляции, хотя - смотря как тратить. Фонд будущих поколений должен составлять примерно 70%, резервный - 30%".
Его коллега по нижней палате парламента Сергей Глазьев оценивает планы властей прямо противоположно. "Совершенно неправильное намерение. Бюджет все эти годы резервировался уже многократно. Сейчас в нем дополнительных доходов накопилось порядка 600 млрд рублей сверх стабфонда. Какие-либо еще резервы просто не требуются. Есть валютные резервы ЦБ, стабфонд, излишки бюджета. Правительство просто не знает, как их использовать, поэтому, по сути, происходит замораживание денег".
Что касается фонда будущих поколений, то Глазьев полагает: "На фоне того, что у нас миллионы беспризорников, создавать такой фонд просто аморально. Учитывая наши выплаты по долгам другим странам, будущими поколениями будут не наши дети, а дети в Америке и Европе".
Директор Института экономики РАН Руслан Гринберг выдвигает собственное предложение: "Я бы поделил стабфонд на две части таким образом: фонд модернизации российской экономики и немножко для будущих поколений. Я бы назвал пропорцию 80 к 20. Поскольку, если недостаточно уделять внимания модернизации, то этих будущих поколений может и не быть".
При этом ученый убежден, что если использовать резервную часть только для минимизации рисков от падения цен на нефть, то, когда этот момент наступит, деньги на перестройку экономики направить уже не удастся. Что же касается разговоров о том, что расходование средств стабфонда повышает инфляцию, то, убежден Гринберг, "если тратить грамотно, то не повышает".
"Можно ведь тратить на различные проекты, модернизацию. Тогда можно, наконец, прекратить тенденцию сползания страны в технологическое захолустье", - заключает он.