В Государственном музее искусства народов Востока состоялся круглый стол, посвященный теме "Буддийское искусство в прошлом и настоящем"
buddhism.ru
В Государственном музее искусства народов Востока состоялся круглый стол, посвященный теме "Буддийское искусство в прошлом и настоящем"
 
 
 
В Государственном музее искусства народов Востока состоялся круглый стол, посвященный теме "Буддийское искусство в прошлом и настоящем"
buddhism.ru

В рамках проекта "Сокровища Гималаев" в Государственном музее искусства народов Востока накануне состоялся круглый стол на тему "Буддийское искусство в прошлом и настоящем". В нем приняли участие ученые-буддологи, историки искусства, специалисты, посвятившие свою жизнь сохранению культурного наследия, связанного с древней религией, а также современные мастера, работающие в духе традиций буддизма, сообщается в пресс-релизе организаторов форума.

Буддизм, как одна из пяти мировых религий, уже много веков полноправно развивается на территории России. Буддийские регионы, которые входили в состав Российской империи, и соседство с буддийской культурой во многом способствовали тому, что этика, философия и мировоззрение буддизма глубоко интегрировались в русскую культуру, отмечалось в ходе обсуждений на круглом столе.

В XIX - начале ХХ века на территории нашей страны сформировалась одна из признанных в мире востоковедческих школ. За последние 20 лет в России возродились все основные буддийские школы, объединяющие последователей этой религии независимо от их принадлежности к традиционным буддийским этносам. Вместе с практикой буддизма в Россию возвращается и буддийское искусство, восстанавливаются памятники, возрождаются школы живописи тханка и ступостроения. Отдельной темой прозвучала проблема сохранения художественного наследия Гималайского региона.

По словам Михаила Кочергина, директора одного из немногих в России буддийских издательств "Ориенталия", "перед современными буддологами, искусствоведами, сотрудниками музеев и просто заинтересованными энтузиастами стоят две основные задачи: во-первых, сохранить предметы буддийского искусства, изготовленные в прошлом, и, во-вторых, сберечь традицию их создания для будущего".

"И то, и другое хотелось бы делать профессионально, поскольку древнее учение Будды требует почтительного отношения. По-видимому, без передачи канонов и мастерства в Россию и на Запад этот уникальный вид искусства просто исчезнет, ему необходима наша поддержка", - подчеркнул он.

С докладом, открывшим встречу, выступил один из организаторов круглого стола, заместитель директора Государственного музея искусства народов Востока Тигран Мкртычев, рассказавший о ранних страницах в истории буддийского искусства.

Президент Российской ассоциации буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью А.Ш. Койбагаров сделал сообщение на тему "Религиозное искусство и общество, путь навстречу". Светлана Беляева, куратор недавно открывшейся в Москве выставки "Сокровища Гималаев", рассказала о буддийских тханках и статуях как объекте медитации. Мастер современной тибетской тханкописи Залина Тогузаева поделилась с присутствующими тем, как традиции тибетской живописи развиваются в современной России.

В работе круглого стола приняли участие видные ученые - сотрудники ведущих научных учреждений РАН - Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, а также Института стран Востока МГУ.

Участники круглого стола выразили намерение объединить усилия в сохранении уникальных художественных традиций России и Центральной Азии. Было решено регулярно проводить такие встречи.

Организаторами круглого стола выступили Государственный музей искусства народов Востока, Международная общественная организация "Культурное наследие Гималаев" и Российская ассоциация буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью.