Синодальный Дом Российской Православной Церкви в Суздале
Российская Православная Автономная Церковь
Синодальный Дом Российской Православной Церкви в Суздале
 
 
 
Синодальный Дом Российской Православной Церкви в Суздале
Российская Православная Автономная Церковь

Сотрудники правоохранительных органов и чиновники начали активную "индивидуальную работу" с прихожанами суздальских храмов Российской православной автономной церкви (РПАЦ) в преддверии посещения города предстоятелем Русской православной церкви Московского патриархата, визит которого во Владимирскую епархию назначен на 21-23 октября.

Опасаясь, что спокойствие визита могут нарушить прихожане РПАЦ (которую в Московском патриархате именуют "Суздальским расколом"), недовольные тем, что государство отобрало у них в 2009 году около десятка храмов в Суздале и области, местные власти стали проводить "профилактические" беседы с потенциально недовольными верующими.

В частности, сотрудницу одного из предприятий Суздаля вызвали в отдел кадров, где предупредили о возможном увольнении в случае дальнейшей поддержки РПАЦ, сообщает портал Credo.

Пожилые прихожанки сообщают клирикам РПАЦ о фактах "бесед на дому", которые проводятся участковыми уполномоченными полиции или соседями, ссылающимися на правоохранителей. Содержание бесед дает основания предположить, что власти всерьез опасаются возможных массовых протестных акций во время визита Кирилла в Суздаль.

Об этой "профилактической работе" упомянул и первоиерарх РПАЦ Митрополит Феодор (Гинеевский) в своей проповеди 2 сентября в Синодальном Иверском храме Суздаля.

Кроме того, как стало известно из неофициального плана визита, патриарх Кирилл намерен поклониться в Спасо-Евфимиевом монастыре мощам преподобного Евфимия Суздальского, которые в настоящее время находятся в храме РПАЦ.

На 5 сентября намечено заседание Апелляционного арбитражного суда во Владимире, который должен определить судьбу мощей. Согласно решению по этому беспрецедентному делу, принятому 31 мая Владимирским арбитражным судом, мощи подлежат изъятию у двух централизованных религиозных организаций РПАЦ, но могут оставаться в пользовании у ее местной религиозной организации.

Российская православная автономная церковь

Российская православная автономная церковь была образована в 1995 году иерархом Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) епископом Суздальским и Владимирским Валентином (Русанцовым), ранее являвшимся клириком РПЦ, но затем перешедшим в юрисдикцию РПЦЗ, откуда позже был уволен на покой. Он возглавлял РПАЦ в сане митрополита Суздальского и Владимирского и скончался в январе 2012 года.

В настоящее время РПАЦ имеет шесть епископов, около 150 приходов и не менее десяти тысяч последователей. Руководит РПАЦ Архиерейский синод.

А организационно РПАЦ сформировалась еще в 1990 году, когда 8 апреля архимандрит Валентин, тогда настоятель Царевоконстантиновского храма в Суздале Владимирской области, обратился к митрополиту Виталию, первоиерарху Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), с просьбой о принятии себя и своих прихожан в юрисдикцию Зарубежной церкви.

21 марта 1990 года он был официально принят, а 4 октября уже назначен экзархом Архиерейского синода РПЦЗ и управляющим делами при Суздальском епархиальном управлении.

Епископ Валентин возглавлял Суздальское епархиальное управление Российской православной свободной церкви, зарегистрированное в 1991 году Минюстом РФ. В том же году Архиерейский Синод РПЦЗ объявил Россию "миссионерской территорией". Каждому из трех находившихся в то время в России в юрисдикции РПЦЗ епископов было предоставлено право управлять теми приходами, которые признали их правящими архиереями, независимо от их географического расположения.

В 1995 году в результате разрыва с РПЦЗ была образована Российская православная автономная церковь.

В 2009 году арбитражный суд Владимирской области постановил удовлетворить иск территориального управления Росимущества к РПАЦ и изъял 13 строений, в том числе ряд суздальских церквей.

Референт Архиерейского синода РПАЦ игумен Феофан (Арескин) тогда заявил, что на суд было оказано давление, которое заставило его радикально пересмотреть свое отношение к делам, связанным с РПАЦ. Кто именно оказал давление, отец Феофан не уточнил, однако в суздальских СМИ высказывалось предположение, что кампанию против альтернативной церкви ведет именно Русская православная церковь (РПЦ).