Война с игрушками, считают религиозные деятели, отвлекает верующих от борьбы с подлинными идолами цивилизации
Архив NEWSru.com
Война с игрушками, считают религиозные деятели, отвлекает верующих от борьбы с подлинными идолами цивилизации
 
 
 
Война с игрушками, считают религиозные деятели, отвлекает верующих от борьбы с подлинными идолами цивилизации
Архив NEWSru.com

Израильский раввин Мордехай Элиягу своим галахическим постановлением, предписывающим иудеям обезображивать игрушки, смутил, похоже, даже своих единоверцев. Иудеи характеризуют уважаемого богослова, как "выдающегося знатока Торы", а посему, говорят они, "не заметить его слов невозможно". Но как поступать правоверному еврею в этой ситуации – действительно ли лишать детские игрушки, если таковые оказались в доме, ножек, лапок и даже глаз и ушей?

От, мягко говоря, странного для людей иных верований и культур предложения уродовать кукол, плюшевых мишек и зайчиков, можно было бы отмахнуться, если бы тема идолопоклонства на протяжении веков не вызывала в религиозной среде столько споров и конфликтов. Одни считают идолами любое изображение человека, животного, божества, а посему не признают даже икон. Другие, поклоняясь иконам, обвиняют в идолопоклонстве тех, кто почитает скульптурные формы божества. Третьи, в своем желании истребить идолопоклонников, пугают народ "идоложертвенной" пищей, борьба с которой должна была бы запретить любое освещение – ритуалом, обрядом, молитвой, – еды и привела бы к закрытию не только индусских вегетарианских кафе, но и рынков и ресторанов с кошерной, например, пищей. Четвертые, как видим, пошли еще дальше и усмотрели опасность идолопоклонства в игрушках и скульптурах. Одним словом, благоглупостей об идолах и идолопоклонстве в наших СМИ сказано очень много.

Поэтому объявленная война игрушкам – хороший повод прояснить, что же считать идолами и идолопоклонством. По мнению кандидата исторических наук Евгении Юрьевны Ваниной, которая занимается изучением религий Востока, в вопросе, что считать идолом и идолопоклонством, в среде религиозных деятелей нет единого понимания. Обычно под идолом понимают изображение Бога. Но с этой точки зрения "Распятие это тоже идол, поскольку это изображение Бога. Икона отличается от идола только тем, что она плоскостная, это картинка. У католиков объемное изображение распятого Христа – тоже идол? Так в свое время протестанты и говорили" – отмечает историк.

Пытаясь выяснить, что же нужно считать подлинными идолами, корреспондент сайта Мир религий" обратился к представителям пяти мировых религий, задав им следующие вопросы:

– Является ли само по себе изображение животного, человека, Бога – идолом?

– Отрывая кукле руки и ноги, выкалывая плюшевому мишке глаза, не будет ли ребенок учиться жестокости?

– Не отвлекает ли верующих подобное идолоборчество от подлинных идолов нашей цивилизации – денег, секса, шоу-звезд, политиков, комфорта?

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко

Само по себе изображение еще не является идолом. Но оно может стать идолом, если человек начинает воздавать несвойственные этому изображению почести. В случае с иконами, например, кланяться иконам как Богу. Не думаю, что ситуация идолопоклонства может возникнуть в случае с игрушками. Вряд ли можно заподозрить в анимизме маленьких детей. Хотя детская логика зачастую и непредсказуема. Тем не менее, мне кажется, что данное постановление – это преувеличение. Предпринимать такие странные меры, как увечить игрушки, для того, чтобы отвратить детей от идолопоклонства, совсем не нужно.

Конечно, детям свойственно ломать свои игрушки, они всегда пытаются посмотреть, что у медвежонка внутри. Но я не думаю, что такое любопытство развивает в малышах жестокость. Каждый ребенок когда-нибудь ломал даже свою любимую игрушку. Целых игрушек с детства практически не остается. Поэтому здесь нет особой проблемы, если только умные взрослые не подскажут, что это надо делать специально для каких-то определенных целей.

В нашем мире и в самом деле есть много вещей, которые можно считать идолами, хотя не все это осознают. И главные свои усилия нужно направить на борьбу именно с этими идолами. Священное писание говорит, что нельзя одновременно служить Богу и маммоне. Действительно, служение богатству требует от человека всех его душевных сил, всего его времени, которого ни на что остальное не остается. Поэтому, нам кажется, гораздо более важным сосредоточиться на таких серьезных проблемах, как служение культу богатства или другим страстям и порокам, которые отвращает людей от веры.

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский

Совершенно верно, что человечество сегодня создало много различных идолов. Идол – понятие весьма многогранное. Можно сказать, что идолом становится любая вещь, которая ставится на место Бога. В жизни верующего человека Бог должен быть главенствующей ценностью. Если такого не происходит, то любая иная ценность, какой бы она хорошей не была, становится идолом.

Мне трудно что-либо определенное сказать, как отразится на психике ребенка, если он будет отрывать игрушке руки или лапы, этот вопрос должны решать педагоги и психологи. Я только хотел обратить внимание на то обстоятельство, что игрушки, являясь очень важным элементом воспитания, должны развивать в детях позитивные качества. Мне очень не нравится что у нас много военных игрушек.

Председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской (Пятидесятники) Сергей Ряховский

Я думаю, что игрушки, куклы нельзя считать идолами, потому что они созданы не для поклонения, не для обожествления, что запрещено в трех авраамических религиях – иудаизме, христианстве и исламе. Игрушки созданы для игры, среди кукол есть, например, шедевры искусства. У разных народов существуют древнейшие традиции изготовления кукол, это целый пласт культуры.

В любой религии, в любой конфессии есть секты. Для меня сектантство означает маргинальное мышление. Я считаю, что данный раввин представил именно маргинальный или, если хотите, эпатажный взгляд, за которым нет ни познания Бога, ни чувства меры. Это может говорить лишь о том, что человек не любит других людей и не любит культуру, искусство.

Естественно, существует опасность, что, отрывая куклам руки, ноги, в ребенке будет воспитываться жестокость. Я помню, как когда-то в Ярославской, кажется, губернии, одна из религий даже пыталась бороться с Бабой Ягой. Звучали требования запретить Бабу Ягу, убрать ее из детских сказок. Лично мне, как христианину, ни Баба Яга, ни Кащей Бессмертный, ни все остальные подобные персонажи не импонируют. Но, тем не мене, пусть они будут, чтобы знать о существовании не только светлых сил, но и сил тьмы, зла. И я, как епископ, как пастырь никогда не буду бороться с персонажами сказок. К сожалению, в реальности есть много людей, которые воплощают в себе природу Бабы Яги и Кащея Бессмертного. Вот это страшно. И то, что у нас сегодня поднимают голову неонацизм, фашизм, ложный национал-патриотизм, похуже всяких сказок и кукол. К сожалению, институты гражданского общества и религии никак не объединятся, чтобы дать отпор подобным вещам.

Вы абсолютно правы, что подобная война с лжеидолами отвлекает от настоящих идолов и от противодействия им – от просветительской миссии Церкви, от проповеди истинных ценностей. Я не учу у себя в Церкви, как бороться с бабой Ягой или с другими персонажами. Я учу, как узнать истину, как жить в истине, как жить в Божьей вере. И когда человек научен этому, он со всем остальным разберется. Потому что истинные идолы – это маммона и половая разнузданность. Наши истинные проблемы – это убийство миллионов не родившихся детей, это дети, выброшенные на улицу, потеря в России ценности человеческой жизни, высочайшая детская смертность. И эти проблемы, к сожалению, остаются вне поля реальных действий Церкви.

Зав. отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин

Детство всегда должно оставаться детством, и никто не вправе у человека его отнимать. Не нами это заведено, поэтому мы не должны лишать детей возможности подходить к серьезным и важным вещам через общение и заботу о куклах. В исламской традиции есть понимание того, что дети должны реализовать себя через игру, через соревнования, через общение с теми же игрушками. Так что с точки зрения ислама я не вижу здесь никакой проблемы.

Через правильное, взвешенное воспитание можно подвести ребенка к пониманию основополагающих религиозных принципов, в результате чего он будет считать себя последователем той или иной религии. Вы совершенно правильно ставите вопрос, что, отрывая кукле руки, выкалывая ей глаза, мы можем воспитать человека, для которого ничего не будет свято.

В данном случае речь идет о подмене. Да, с идолами надо бороться, но они материализуются не только в человеческих образах. Совершенно верно, что идолопоклонничество – это поклонение маммоне и объектам массовой культуры. В каком-то смысле, если не поставить разумные ограничения, идолом может стать тот же Интернет. Предметы же, с которыми общаются дети, не должны подпадать под категорию идолов. Куклы, игрушки прочно вошли в культуру человеческой цивилизации, археологи находят подтверждение тому, что наши далекие предки также играли в различные игрушки. Поэтому мы не разделяем позицию раввина.

Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган

Это постановление раввина Элиягу для меня, как дурной сон или дурная шутка. Она не годится даже для первого апреля – не смешно. Еврейские дети, как и любые другие, очень любят игрушки. Я в детстве, поскольку у нас не было игрушек, вынужден был играть с качалкой, которой раскачивают тесто. Для меня она была и солдатом, и автоматом и так далее. Но сегодня столько замечательных игрушек и еврейские родители стараются купить ребенку то, что бы его радовало. Нет сомнения, что воспитательное значение игрушек огромно. Потому что, если маленький человечек научится любить зайчиков и мишек, то он научится любить и людей, и животных. Поэтому предложение выкалывать глаза куклам, это, не побоюсь сказать, глупость. Конечно, это будет воспитывать жестокость. Другое дело, если дети разбирают механизм машинки, а потом не могут собрать. Но у нас всех после разборки остаются лишние детали.

В иудаизме среди главных заповедей есть следующая – не изображать того, кому будешь поклоняться, как идолу. То есть приносить жертвы, в том числе и человеческие. Вот это – запрещено. Запрет на изображение имеет еще и другой смысл – невозможно отобразить, смоделировать один к одному окружающий мир. Ибо мир переменчив, поэтому эта заповедь не запрет на изображение окружающей нас жизни, например, через фотографию или рисунок, а лишь указание на то, что это сделать адекватно невозможно. Как невозможно до конца познать Всевышнего, поскольку он бесконечен во времени и пространстве.

Человечество уже оставило позади идолов в виде истуканов, настоящими же современными идолами являются идеи. И бывают идеи, которые требуют человеческих жертв. Идея бесконечного обогащения, деньги, могут превратиться в идолопоклонство, если ради них человек начинает жертвовать временем, детьми, друзьями и в конечном итоге оказывается одиноким. Другой пример современного идолопоклонства, когда человек стремится быть похожим на своего кумира. Поэтому, конечно же, не надо отвлекаться на безобидные игрушки, с которыми дети делят свое одиночество – родителям ведь часто не до детей.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама

Конечно, если ребенок будет сознательно уродовать игрушки, то это может в нем развить садистские наклонности. Можно к такому решению по-разному отнестись, например кто-то посчитает это провокацией.

Если же говорить об идолах, то буддизм кто-то может обвинить в идолопоклонничестве, поскольку у нас есть изображения Будды. Но с нашей точки зрения, это древнейшая культурная традиция, в христианстве тоже ведь есть изображения, в том числе и объемные.

Что касается, например, денег, которые могут негативно влиять на человека, то в этом случае они, несомненно, будут развивать алчность. И в этой ситуации человек должен заниматься благотворительностью, развивать сострадание и, конечно же, приумножать общее достояние.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами

Идолом или кумиром может являться только такое изображение, которое заслоняет в нашем сознании Бога. Борьба с идолами в религиях, изошедших из иудейских корней, связана именно с тем, что в первой заповеди, открытой Богом Моисею на горе Синай, говорится – "человек не должен творить себе кумира перед лицом Моим". То есть, человек не должен ставить кого-то выше, чем Бог и поклоняться кому-то, как Богу, считая такое поклонение равноценным почитанию самого Господа.

К сожалению, в истории человечества постоянно повторятся ситуации, когда со временем забывается смысл сказанного и остается только внешняя форма. Подобное произошло и с борьбой с идолами и идолопоклонниками, когда любое изображение стало величаться идолом. Любопытно, что в этой же заповеди, которая запрещает творить себе кумиров или поклоняться кому-то, как Богу, Господь говорит, что нельзя творить себе кумиров "перед Моим лицом". А это само собой подразумевает, что у Него есть лицо, а значит и определенная форма. Следовательно, далеко не всякое изображение можно считать идолом и проклинать его.

Нет сомнений, что, сознательно уродуя игрушки, ребенок будет воспитывать в себе жестокость. Помимо того, что сам факт призыва уродовать куклы абсурден, он не сделает людей ближе к Богу.

Конечно, подобное понимание того, что является идолом, заслоняет от людей подлинных идолов нашей цивилизации. Это перенесение проблемы с больной головы на здоровую. Люди в современном мире сплошь и рядом творят себе кумиров и, как вы правильно заметили, такими кумирами стали, прежде всего, деньги и все остальное, что можно на них купить. Тогда, как благосклонность и любовь Бога за деньги не покупается. Призывы борьбы с игрушками, еще одно свидетельство того, что люди забыли о сути этой заповеди и начинают сражаться с призраками, вместо того, чтобы бороться реальными кумирами, которые заслоняют людям Бога.