Вечернее богослужение Великой Пятницы имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа
Архив NEWSru.com
Вечернее богослужение Великой Пятницы имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Вечернее богослужение Великой Пятницы имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа
Архив NEWSru.com
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сегодня христиане всего мира отмечают Великую Пятницу. Как известно, в нынешнем году западные и восточные христиане - Церкви, которые строят свой литургический год по григорианскому и юлианскому календарям - отмечают Светлое Христово Воскресение в один день. Поэтому все предшествующие этому празднику события также протекают в едином временном ритме.

Подобные совпадения случаются достаточно редко. В последний раз христианские Пасхи совпали в 2001 году. Тогда же Папа Римский Иоанн Павел II предложил, начиная с первого года третьего тысячелетия, отмечать Пасху одновременно, однако эта идея не получила своего развития. Ранее, в 1965 году, с такой же инициативой выступил Второй Ватиканский собор, предложивший христианам праздновать свой главный праздник во второе воскресенье апреля.

В следующий раз, в соответствии с календарями, православные, католики и протестанты вместе отметят Пасху в 2007 году, затем - в 2010-м, 2011-м, 2014-м, 2017-м и так далее.

Сегодня, 14.00 по московскому времени Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в храме Христа Спасителя вечерню с выносом плащаницы, изображающей снятие с Креста тела Господня. Вечером, Патриарх возглавил в главном правосланвом соборе России утреню с чином Погребения.

Страстная седмица знаменует собой один из самых драматических центров последней недели Великого Поста. Она посвящается воспоминанию страданий и смерти Иисуса Христа, поэтому эт неделя (седмица в православной традиции) и получила название "Страстной".

В раннехристианских общинах на это время предписывалось есть только сухую пищу, избегать развлечений, прекращать работу и дела в судах, освобождать узников. Все богослужения Страстной недели отличаются глубиной переживаний и последовательно "воспроизводят" последние дни жизни и страдания Иисуса Христа. Поэтому во время Страстной недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших и таинства Брака и Крещения (за исключением особых случаев). Каждый день Страстной недели называется "великим".

Каждый день Страстной седьмицы имеет особое значение.

В богослужении Великого Понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов - истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

В Великую Среду воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.

В богослужении Великого Четверга воспоминаются четыре события, которые по евангельскому преданию совершились в этот день: Тайная вечеря, на которой Христом было установлено таинство Евхаристии, омовение Христом ног Своим ученикам в знак смирения и любви к ним, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды. В этот день в католических храмах всего мира в память о евангельских событиях, предшествующих Тайной Вечери, совершается традиционный обряд омовения ног двенадцати священникам. В ватиканском соборе святого Петра 8 апреля 2004 года этот обряд совершили высшие иерархи Римско-католической церкви.

Сегодняшний день Великой Пятницы посвящен воспоминанию осуждения на смерть, Крестных страданий и смерти Иисуса Христа. По традиции Восточной Церкви в конце вечерни Великой Пятницы совершается вынос Плащаницы - изображения Иисуса Христа, полагаемого во гроб, - которая устанавливается для поклонения перед алтарной частью храма. В западной традиции совершается выставление Святого Креста и поклонение Гробу Господню.

В Великую Пятницу в Православной Церкви совершают три богослужения. Утром служат Часы, за которыми вновь читают Евангелие о Страстях Христовых, в середине дня совершают вечерню с чином Выноса Плащаницы, а вечером - утреню Великой Субботы (сутки по церковному календарю начинаются с вечера) с чином погребения Плащаницы.

Плащаницей называют плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащим во гробе. Плащаницу устанавливают на возвышении в центре храма, умащают благовониями в память о том, как жены-мироносицы приносили ароматы, чтобы помазать ими Тело погребенного Христа, украшают цветами. На Плащаницу обычно кладут Евангелие, а перед ней ставят кадильницу, постоянно воскуряющую фимиам. Перед Плащаницей положено полагать земные поклоны, прикладываться к ней. Все богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы начинаются и завершаются не в алтаре, а перед Плащаницей.

Великая Пятница (церковное название этого дня - Пяток) - день особенно строгого поста. Есть благочестивая традиция не вкушать в Великую Пятницу никакой пищи до окончания чина выноса Плащаницы (то есть примерно до трех часов пополудни), а затем принимать в пищу только хлеб и воду.

Днем на чине выноса Плащаницы читается канон "Плач Божией Матери". "Увы мне, чадо мое, увы мне, свете мой", - скорбно восклицает Церковь от лица Пресвятой Богородицы, созерцая ужас Страстных дней. "Жизнь вечная, како умираеши?" - в недоумении вопрошает Сына Своего и Бога Приснодева.

Вечернее богослужение имеет заупокойный характер. Это погребение Самого Христа. Как на отпевании, все в храме стоят с зажженными свечами. В начале утрени читается семнадцатая кафизма - часть Псалтири, которую обычно читают при отпевании усопших или на панихидах. Затем прочитывают канон Великой Субботы. "Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему", - так начинается канон Великой Субботы. Это тоже плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема - ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи. "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе: востану бо и прославлюся", - поет хор. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали. До Пасхи остается чуть больше суток:

В Римско-католической церкви вечером в Великую Пятницу, по традиции, Папа Римский возглавляет процессию Крестного пути у стен античного Колизея в Риме.

Тихим крестным ходом с Плащаницей и со свечами завершается в православных храмах утреня Великой Субботы. Когда шествие обходит храм, все поют заупокойное "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас..." Всего несколько часов отделяет этот крестный ход от следующего, совершаемого в воскресную полночь, уже пасхального.

После этого скорбного дня наступает Великая Суббота. на которую совершается воспоминание погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай. Богослужения в этот день начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.

В западной традиции в Великую Субботу во время навечерия Пасхи совершается освящение огня и зажжение особой свечи - Пасхала, которая затем устанавливается у алтаря или амвона и находится там до заключительного богослужения Пятидесятницы.

В течение всего дня Великой Субботы в храмах проводится освящение блюд пасхальной трапезы (куличей, яиц, творожной пасхи, соли, мясных продуктов, и т.д.).