Cледующий понтифик окажется последним, гласит "Пророчество о папах"
Global Look Press
Cледующий понтифик окажется последним, гласит "Пророчество о папах"
 
 
 
Cледующий понтифик окажется последним, гласит "Пророчество о папах"
Global Look Press

Зарубежная пресса не оставила без внимания удар молнии по куполу базилики Святого Петра в день, когда Бенедикт XVI объявил о своем уходе на покой. Некоторых наблюдателей это заставило вспомнить о древнем предсказании ирландского епископа Малахии, жившего в 1094 - 1148 годах и утверждавшего, что следующий за нынешним Папой понтифик может оказаться последним.

Как написал автор публикации в испанской газете La Voz de Galicia, пророчество Малахии пока не опровергнуто событиями, в отличие от предсказаний о Папах, которые приписываются Нострадамусу или Пресвятой Деве Гарабандальской.

"Нострадамус предсказал, что преемник Иоанна Павла II будет убит в самом центре Италии и что это событие расколет католическую церковь и Святой престол", - приводит InoPressa.ru выдержку из статьи. Гонсало Эчеверри, автор книги "Нострадамус и война между исламом и Западом", утверждает, что Нострадамус предсказал, что преемнику Бенедикта "суждено бежать из Рима из-за нападения мусульман".

Девочки из городка Сан-Себастьяна-де-Гарабандаль (Испания), которым в 1961 году явилась Пресвятая Дева, утверждали: после Иоанна XXIII будут лишь три Папы, а потом наступит "конец времен". Но с тех пор Пап было уже четыре, Бенедикт - четвертый.

Что же касается пророчества Малахии, где каждому Папе дается краткая характеристика, то в этом тексте Иоанн Павел II назван "Папой усталости", Бенедикту XVI соответствует фраза "от славы к забвению", а о следующем по счету Папе сказано: это будет "Петр Римлянин", и при нем "город семи холмов будет разрушен". Как утверждает La Voz de Galicia, есть версии, что при новом Папе произойдет то ли конец света, то ли гибель католической церкви. При этом некоторые отождествляют с "Петром Римлянином" кардинала Тарчизио Бертоне, который на время выборов Папы станет и.о. главы государства Ватикан, говорится в публикации.

Оставим на совести испанского издания интерпретацию предсказаний святого Малахии. Тем более что следующий за Бенедиктом XVI понтифик идет в газете под номером 112, хотя это должен быть уже 266-й Римский первосвященник.

Другие зарубежные газеты ставят в центр своих комментариев, скорее, земные проблемы католической церкви и связывают с ними решение Бенедикта XVI об отставке.

Папу Ратцингера неумолимо затмевал его предшественник - бесконечно любимый католиками, и не только, Папа Войтыла. "После Бенедикта XVI харизматичность и лидерство уже не представляются ненужными", - приводит InoPressa.ru строки комментариев иностранных экспертов, которые напоминают о "некрасивых проблемах", с которыми нынешний Папа столкнулся. Они задаются вопросом, станет ли новый Папа реформировать курию и переосмысливать отношение к безбрачию духовенства, месту женщин в Церкви, а также к гомосексуализму, абортам и контрацепции?

Автор статьи в испанской газете El País, названной "Новаторство и отречение", указывает на то, что уход Бенедикта XVI - сам по себе поступок новаторский. Он отрекся вполне добровольно, по крайней мере если сравнить с другими понтификами, говорится в публикации.

В каком-то смысле новаторским был и понтификат Бенедикта XVI. Хотя он являлся признанным консерватором, оправдал ожидания всех, кто предсказывал косность, вернул латинскую мессу и наставлял африканцев не пользоваться презервативами. Но в то же время он интеллектуал, человек строгих взглядов. Предыдущий Папа старался замалчивать истории с педофилами и гомосексуалистами среди католического клира. Бенедикт XVI, напротив, попросил прощения за грехи священников и пообещал передать виновных в руки секулярного правосудия.

Против этого резкого поворота доселе восстают многие слои в католической церкви, отмечает издание. "Возможно, отчасти этим объясняется растущая изолированность Папы в Ватикане - этакий исторический парадокс", - говорится в статье.

В статье выражена надежда, что при выборе нового Папы кардиналы проявят мудрость, поскольку решается будущее Церкви, которая переживает кризис и торжество косности.

"Благородное отречение" - такова оценка британской The Times. Газета называет решение Бенедикта XVI благородным и самоотверженным: Папа смиренно признал, что слабое здоровье не позволяет ему управиться с тяжелейшими обязанностями главы одной из глобальных Церквей.

"Служение Бенедикта сочетало в себе мудрость, благочестие и определенный, недостаточно признанный обществом радикализм", - пишет издание. Но даже ему оказалось нелегко сохранять единство Церкви в пору потрясений. Вдобавок он столкнулся с двумя препятствиями. Во-первых, его неизбежно затмевал предшественник, харизматичный Иоанн Павел II, который внес большой вклад в "поражение коммунизма в Восточной Европе", пишет газета. Во-вторых, Бенедикт столкнулся с некрасивыми проблемами - например, с "медлительной реакцией церковных иерархов в ряде стран на скандал с растлением малолетних священниками".

Но факт остается фактом: Бенедикт - олицетворение дилемм, стоящих перед Церковью в современную эпоху. Он был советником либерального кардинала Фрингса, но на папском престоле старался погасить реформаторский пыл (хоть и заявил, что Лютер не еретик), говорится в статье.

Газета полагает, что хорошо было бы выбрать следующим понтификом выходца из Африки, где наиболее динамичны демографические процессы. "Если новый Папа привнесет энергичность Иоанна Павла II и инстинктивную тягу к реформам Иоанна XXIII, для Церкви и ее нравственного авторитета, возможно, наступит новая яркая эра", - заключает The Times.

"Бенедикт XVI оставляет институт папства практически в прежнем состоянии", - пишет The Washington Post. По мнению издания, отречение - самый храбрый шаг Бенедикта XVI за 8 лет на папском престоле.

"Коронной чертой папства Бенедикта, плохо это или хорошо, было яростное сопротивление переменам", происходящим в мире, пишет газета. Бенедикт XVI открыто называл гомосексуальность неестественной, на фоне межрелигиозных трений избегал диалога с мусульманами и вообще назвал исламское богословие "пагубным и бесчеловечным" (правда, процитировав чужие слова).

Большинство католиков ныне - это жители Латинской Америки, Африки и Азии. Но Бенедикт сосредоточился на попытках - безуспешных - возродить католицизм в Европе, говорится в статье.

Реакцию Папы Бенедикта на самую сложную проблему - скандалы с растлением малолетних священниками - газета считает "недостаточной": "Он так и не принял меры к епископам, которые покрывали преступления, так и не признал свои недочеты в период, когда он возглавлял ватиканскую службу, которая налагает взыскания на священников".

Что касается достижений Бенедикта, то порой они были "работой над ошибками". Например, "он возмутил евреев, реабилитировав епископа, который отрицал факт холокоста. После этого Папа помолился в Освенциме и опубликовал книгу, в которой снял с еврейского народа вину за смерть Иисуса".

По мнению издания, Бенедикт не устранил проблемы, которые ослабляют католическую церковь, - он лишь уверял, что только бескомпромиссное следование старым доктринам убережет веру. "Католикам, которых не устраивает этот ответ, остается одно - надеяться, что коллегия кардиналов, где доминируют ставленники Бенедикта, выберет более прогрессивную фигуру".

Статья в The Guardian лаконично озаглавлена "Папская погрешимость". Так авторы обыгрывают католический догмат о непогрешимости суждений Папы Римского об учении Церкви.

Папство Бенедикта было продолжением понтификата Иоанна Павла II со всеми его недостатками и достоинствами, считает газета. Достоинство - "либерально-центристская социальная политика: аргументированная критика излишеств позднего капитализма, пустопорожности общества потребления и зол неравенства". Недостатком газета считает "отказ переосмыслить нравственные доктрины, неизменное отношение к гомосексуализму, безбрачию, абортам и контрацепции".

Либерально-настроенных священников не продвигали. Газета не видит ни одного либерала среди возможных преемников Бенедикта. То, что Иоанн Павел II устроил среди высших иерархов Церкви, "порой было почти что чисткой", по выражению газеты.

Покойный кардинал Карло Мария Мартини, человек либеральных взглядов, говорил: "В Европе и Америке Церковь устала, наша культура состарилась" - и призывал провести радикальные перемены, "начиная с Папы и епископов". Поспособствует ли новый Папа глубокому переосмыслению католицизма, к которому звал Мартини? Это уже другой вопрос, замечает газета.

Автор статьи в немецкой Tageszeitung рассказывает , что осенью 2011 года он сотрудничал с Радио Ватикана и в редакции "на каждой стене" висели портреты" не правящего понтифика, а его предшественника Кароля Войтылы" (Иоанн Павел II).

"Однако Бенедикт был столь непопулярен не только из-за человеческой холодности и профессорской чудаковатости и не только из-за плохого итальянского, который итальянцы воспринимали как провокацию", - продолжает Вайбель: уходящего Папу воспринимали как провокацию и сотрудники церковных и светских организаций, помогающих мигрантам, беднякам и бездомным. "Между Больцано и Палермо существует живой, левый католицизм, не забывший учение Франциска Ассизского и сражающийся с социальной дискриминацией, расизмом и оргпреступностью", - утверждает автор.

"Тевтонскому Папе" было нечего сказать тем, кто представляет Церковь, работая с людьми и для людей, кто называет проблемы, а не старается их спрятать, кто не застывает в страхе и отвращении перед современным обществом, а видит Христа именно там - среди грешников, больных и униженных", - говорится в статье.

Поэтому, по словам автора публикации в Tageszeitung, отклики итальянских ватиканистов, называющих решение Бенедикта уйти с поста по состоянию здоровья прогрессивным, ничего не меняют: "все просто испытывают облегчение и выражают его с большей или меньшей вежливостью".

"Когда Бенедикт XVI заявил о намерении отречься от престола - а такого не было с 1415 года, - он поверг присутствующих в недоумение. От Манилы до Мехико, от Сантьяго до площади святого Петра всех взволновал один вопрос: почему?" - пишет The Guardian. В своем обращении Папа объяснил: он уходит из-за "преклонного возраста" и утраты сил, как телесных, так и душевных.

"Глава пресс-службы Ватикана Федерико Ломбарди исключил в качестве мотива депрессию или сомнения теологического характера и отверг мысль о том, что какое-то определенное заболевание - физическое или психическое - заставило Папу так поступить", - говорится в статье.

"Этот сценарий Бенедикт упоминал во время интервью, которое он дал для книги "Свет мира", хотя и не имел в виду себя лично", - отмечает газета.

Джордж Ферзоко, научный сотрудник Бристольского университета и специалист по Целестину V - Папе Римскому XIII века, который первым разрешил понтификам отрекаться от престола, а потом сам это сделал, - указал, что Бенедикт дважды посещал могилу своего средневекового предшественника.

"Пресс-секретарь Ватикана отмел предположение, что понтифика заставляют уйти "проблемы папства", но череда скандалов сделала свое дело", - предполагают журналисты. Церковь столкнулась с обнародованием случаев педофилии и кризисом вокруг скандала Vatileaks. Вопросы о возможной причастности "Банка Ватикана" к отмыванию денег продолжали маячить, говорится в статье.

Но на данный момент теории заговора не находят оснований. Многие обозреватели, в том числе Джованни Грассо, автор нескольких книг о Церкви, предпочитают объяснение, которое уже дал режиссер Нанни Моретти. "В своем фильме 2011 года "У нас есть Папа!" он рассказал вымышленную историю кардинала, который, будучи избранным Папой, взбунтовался, сбежал и в конце концов решил, что эта работа не для него", - заключают авторы статьи.

"Сегодня все думают, и я так думаю, что нет никакой скрытой причины для этого, - сказал об отречении Папы Джованни Грассо. - Но, может быть, завтра или послезавтра что-то обнаружится".

Вопрос о том, кто станет следующим Папой Римским, занимает всех, пусть стоит и не так остро, как после смерти Иоанна Павла II, пишет французская Le Figaro. Выбор преемника Иоанна Павла II имел принципиальное значение, так как Церкви предстояло выбрать курс относительно Второго Ватиканского собора: до конца открыться миру, затронув такие темы, как женитьба духовенства, место женщин в Церкви и реформа управления курией, либо укрепить связь с историческими корнями Церкви и ее традицией. Кардиналы в апреле 2005 года предпочли второй путь, избрав Йозефа Ратцингера.

Маловероятно, что предстоящий конклав сменит курс, так что преемник Бенедикта XVI, скорее всего, продолжит консервативную линию, полагает автор статьи Жан-Мари Генуа. Возможна некоторая корректировка отдельных деталей или стиля, но направление, заданное Бенедиктом, представляется неизменным.

Второй вопрос - будут ли кардиналы выбирать будущего Папу исходя из географического принципа или исходя из его способности руководить миллиардом верующих и восстановить авторитет папства? География для кардиналов второстепенна, считает автор, Папа выбирается за его достоинства. "С точки зрения кардинальской логики, предпочтителен классический кандидат. Но, чтобы найти "человека ситуации", необходимо также учесть два качества, дефицит которых наблюдался во время понтификата Бенедикта XVI: способность управлять курией и присутствие в мировом медиапространстве. После Бенедикта XVI харизматичность и лидерство уже не представляются ненужными", - говорится в статье.

Отречение Папы связано с кризисом системы, сотканной из конфликтов, интриг и измен, считает итальянская газета Corriere della Sera.

Бенедикт XVI, не сумевший изменить курию, решил измениться сам и заявил об уходе с папского престола, пишет автор этой публикации. Речь идет о крайне болезненной жертве понтифика-интеллектуала, потерпевшего поражение от закостеневшего аппарата, обращенного внутрь самого себя, который невозможно реформировать, полагает автор. "Выбор Папы - это итог долгих размышлений и длительной усталости. Назвать его жест инстинктивным было бы ошибочным в отношении личности, которая войдет в историю в большей степени из-за ухода в отставку, нежели по причине попыток реформировать католицизм", - говорится в статье.

"Мы становимся свидетелями последнего, необратимого кризиса системы правления и формы папской власти, а также восстания "Святого отца" перед лицом дрейфа Церкви-государства, превратившейся за несколько лет в глазах общественности из "хозяйки жизни" в "грешницу", из моральной точки отсчета в своего рода "обвиняемую" всем миром. Если бы не эта затянувшаяся и сохраняющаяся по сей день травма, было бы сложно понять причины отречения Бенедикта XVI. Длинная череда конфликтов, маневров, предательств под сенью купола Святого Петра стала причиной принятия такого решения, для которого определение "революционное" звучит неадекватно: оно слишком малое, слишком светское. То, что произошло 11 февраля, оставляет ощущение оглушающей пустоты", - отмечает Corriere della Sera.

"Cейчас, - пишет далее газета, - вполголоса говорят о "шокирующем" содержании секретного доклада, подготовленного тремя престарелыми кардиналами и переданного несколько месяцев назад Папе: в документе речь идет о так называемом деле Vatileaks - утечке секретной информации, по делу было предъявлено обвинение и вынесен приговор лишь в отношении мажордома Папы Паоло Габриэле". Говорят также о скандале, связанном с "Банком Ватикана", а также о скандале со священниками-педофилами. "Это реальность, в которой понтифик столкнулся с культурой тайны, все еще распространенной в ватиканских кругах", - пишет автор публикации.

"Наследие, состоящее из враждебности, саморекламы, борьбы между течениями, экономические войны и судебные разборки - все это легло тяжким грузом на ослабевшие плечи Бенедикта XVI. И, будучи Папой, Бенедикт XVI нарушил многовековое табу - он дал понять номенклатуре Ватикана, что незаменимых нет: даже в отношении тех, кто восседает на престоле. Он открыл дверь для потенциальной волны отставок. Он невольно подтвердил правомерность высказываний представителей многих епископатов, которые видели в папском Риме гнездо конфликтов и маневров, кардиналов, думающих лишь о преемственности. Жертва Бенедикта XVI, насколько бы она ни была спорной, ставит всех перед лицом неотвратимой ответственности", - заключает Corriere della Sera.