Верующие должны подчиняться законам страны, в которой живут, убеждены религиозные лидеры
Архив NEWSru.com
Верующие должны подчиняться законам страны, в которой живут, убеждены религиозные лидеры
 
 
 
Верующие должны подчиняться законам страны, в которой живут, убеждены религиозные лидеры
Архив NEWSru.com

Уходящая неделя началась с почти незаметно прошедшего государственного праздника – Дня Конституции.

Основной закон государства анализируют (или критикуют) многие - политики, юристы, экономисты. Реже, по крайней мере, публично о законе светском высказываются религиозные лидеры. Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к деятелям пяти мировых религий, представленных в России, – христианства, ислама, иудаизма, буддизма и индуизма, – с просьбой ответить на два вопроса: насколько законы, изложенные в Конституции РФ, совпадают с законами Божественными, и каким законам следовать верующему человеку, если они приходят в противоречие.

Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: наша Конституция в достаточной степени учитывает разнонаправленные интересы различных социальных и религиозных групп

Закон Божий вводит нормы, которые действительны только для членов Церкви. И в силу этого он не может быть распространен на людей неверующих, инаковерующих. Поэтому Конституция любого государства обязана учитывать это положение. Несмотря на то, что любой закон несовершенен, наша Конституция, на наш взгляд, в достаточной степени учитывает разнонаправленные интересы различных социальных и религиозных групп, составляющих наше государство.

Ответ на вопрос, что делать верующему человеку, если те или иные нормы закона, постановления или действия государства противоречат основным принципам религиозной доктрины, сформулирован в "Основах социальной концепции РПЦ": "Когда… исполнение требования закона угрожает вечному спасению, предполагает акт вероотступничества или совершения иного несомненного греха перед Богом и ближним, христианин призывается к подвигу исповедничества ради правды Божьей и спасения своей души для вечной жизни. Он должен открыто выступать законным образом против безусловного нарушения обществом или государством установлений или заповедей Божьих. А если такое законное выступление невозможно или не эффективно, занимать позицию гражданского неповиновения".

Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: между законами Бога и светскими законами не должно быть противоречий

Источником каждого закона является вечный закон. Иерархия законов для исполнения следующая: естественный закон, который стоит превыше всего, затем позитивный Божий закон, который является выражением естественного закона, законы церковные и светские. По идее, между ними не должно быть никаких противоречий, не должно быть коллизий. Ибо они основаны на извечном Божьем законе. Но коллизии возникают. Причиной этому является либо неправильная интерпретация закона, либо злая воля человека. В таком случае необходимо исполнять законы в вышеуказанной последовательности. Для верующего человека, в случае конфликта, первостепенное значение имеет так называемый естественный закон, потом позитивный Божий закон, церковный и светский. Хотя, повторюсь, по идее такого конфликта быть не должно.

Руководитель аппарата Совета муфтиев России Харис Саубянов: каждый человек обязан исполнять Конституцию своего государства и быть законопослушным гражданином своей страны

Законы страны являются первоочередными для всех граждан независимо от конфессиональной принадлежности. Каждый человек обязан исполнять Конституцию своего государства и быть законопослушным гражданином своей страны. На мой взгляд, у нас в стране нет очевидного несовпадения светских и религиозных законов, нет причин для конфликта верующих и государства на религиозной почве. Государство является гарантом Конституции, в "Законе о свободе совести" сказано о том, что христианство, ислам, иудаизм, буддизм являются исторически сложившимися религиями на территории России, что обеспечивает им равные права. И государство делает все возможное, чтобы осуществлять наши права, обеспечивать равное представительство той или иной конфессии. Вопрос заключается в том, насколько малочисленны или многочисленны представители той или иной конфессии. В России из-за большого количества последователей доминирует православие, тем не менее, в нашем государстве почти 7 % (20 млн.) мусульман, которые представлены в государственных органах различных уровней. Нельзя сказать, что у нас есть какие-то притеснения. Однако при этом, что греха таить, как я уже сказал, у нас доминирует Православие. Еще в царское время сложилась традиция освящать войска, корабли и нас это немного настораживает, поскольку Россия многонациональная и многоконфессиональная страна.

Что касается возможных конфликтов, которые возникают, когда государственные законы приходят в противоречие с религиозными постулатами, то в исламе с этим проблем нет. Представителям ислама, к примеру, не запрещено служит в армии. Более того, каждый верующий мусульманин обязан защищать свое отечество, обязан подчиняться своему правителю.

Главный раввин России Адольф Шаевич: в иудаизме есть непреложное правило – закон государства, закон для нас

В иудаизме есть непреложное правило – закон государства, закон для нас. Может, оно не всегда совпадает с интересами верующих, но, тем не менее, раз они живут в государстве, то должны следовать его законам. Я не знаю каких-то особых расхождений между религиозными законами и нашей Конституцией, в ней нет положений, которые мешали бы верующему человеку исполнять какие-либо религиозные обряды и так далее. Так что у нас нет претензий к Конституции.

Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: с точки зрения нашей философии, эти светские законы должны соответствовать высшим Законам

Светские законы необходимы, чтобы регулировать повседневную общественную жизнь. Без этих законов не обходилось ни одно государство. С точки зрения нашей философии, эти законы должны соответствовать высшим Законам. Конституция должна обеспечивать человеку нормальный жизненный уровень и создавать такую социально-культурную среду обитания, чтобы он мог следовать этим высшим Законам. При этом она должна обеспечивать права верующих различных религий. Если же возникает конфликт между светским законом и религиозным предписанием, то представители той или иной религии, обладая смирением и терпением, должны попытаться устранить противоречия в процессе диалога со светской властью.

Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхактивигьяна Госвами: мы должны подчиняться законам страны, в которой живем. Одновременно с этим, мы должны понимать, что наши высшие обязанности вечной души, связанной с Богом, не исчерпываются рамками одной жизни

Чтобы говорить, насколько российская Конституция соответствует законам Бога, нужно хорошо знать и законы Бога, и российскую Конституцию. Между тем, очевидно, что закрепляя права и свободы человека, Конституция РФ отвечает одному из главных законов в творении Бога – свобода воли, один из главных атрибутов сознания.

Естественно, что в любом государстве, свобода ограничена. Моя свобода кончается там, где она нарушает свободу других живых существ. И российская Конституция отражает эти фундаментальные, не нами созданные законы: право на жизнь, свобода совести, свобода вероисповедания.

На вопрос же о несоответствии законов Бога и законов государства две тысячи лет назад ответил Иисус Христос: "Богу – Богово, кесарю – кесарево". Несомненно, мы должны подчиняться законам страны, в которой живем. Одновременно с этим, мы должны понимать, что наши высшие обязанности вечной души, связанной с Богом, не исчерпываются рамками одной жизни. Они вечны. Если законы страны приходят в противоречие с высшими установлениями, то первая обязанность человека – попытаться соблюсти и тот и другой закон. В большинстве случаев это бывает возможным. Если же конфликт между земными законами и высшими моральными принципами становится непреодолимым, то человек, прежде всего, должен соблюсти высшие моральные принципы.

Например, законы Российской Федерации позволяют аборты. В то же самое время одним из высших нравственных законов религии является принцип ахимсы, или ненасилия. Мы не имеем права причинять боль, страдания, а тем более убивать другие живые существа без необходимости. И потому, несмотря на то, что наши законы позволяют аборты, настоящий верующий должен понимать: "Эта возможность – не для меня", понимать, что в своей жизни он должен следовать более высоким законам, которые запрещают убийство в любой форме.