Ярмарки и выставки, содержащие в своем названии определение "православные" проводятся в разных городах России
Russian Look
Ярмарки и выставки, содержащие в своем названии определение "православные" проводятся в разных городах России
 
 
 
Ярмарки и выставки, содержащие в своем названии определение "православные" проводятся в разных городах России
Russian Look

В среду в Кемерове открылась международная выставка-ярмарка "Святая Русь - великая Россия". В ней участвуют около 130 экспонентов из регионов России, а также Белоруссии, Украины, Молдавии, Греции и других стран.

Между тем, как сообщило сегодня агентство "Интерфакс", часть потенциальных участников выставки были отсеяны конкурсной комиссией еще на стадии подачи документов.

"Около 30 организаций пытались попасть в число участников, предоставив ложные сведения о себе. Но мы внимательно проверяли документы, созванивались с приходами, от лица которых якобы выступали претенденты на участие в выставке. Случалось так, что указанных в фальшивках церквей вовсе не существует в реальности", - рассказал агентству представитель оргкомитета выставки протоиерей Сергей Веремеев.

По его словам, особенно активно стремились попасть в число участников ярмарки "последователи бога Кузи".

"Это какая-то новая секта, лидер которой называет себя богом Кузей. Его последователи очень активно пытаются везде пробиться и заработать денег для своего руководителя", - подчеркнул Веремеев.

Напомним, что адептов "бога Кузи" причисляют к тоталитарным религиозным группам. Об их "особой активности" стало широко известно несколько недель назад, когда они напали на съемочную группу телеканала ТВЦ.

Достаточно подробно о секте "бога Кузи" было рассказано в заявлении, распространенном в апреле этого года Отделом Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО), в котором была выражена серьезная обеспокоенность в связи с ситуацией в сфере "православных" выставок. На одной из таких выставок, проходящих на ВВЦ, были замечены и адепты "бога Кузи".

По данным ОВЦО, основателем секты является лжеепископ Роман (владыка Роман), объявивший себя новоявленным мессией. Его настоящее имя - Андрей Юрьевич Попов. Он родился в 1977 году и проживает в подмосковном городе Долгопрудный. У адептов этой секты есть свое "божество" - Кузя, названный так по имени новоявленного лжестарца. Он якобы молится в затворе день и ночь о страждущих. "А на самом деле это самосвят, присвоивший себе сначала сан иеромонаха, а потом епископа", - говорилось в публикации сайта московского Троицкого храма на Воробьевых горах.

"Секта "бога Кузи" носит явно деструктивный характер, что подтверждается многочисленными свидетельствами ее бывших адептов. Как и в большинстве тоталитарных сект, в ней активно применяются методы физического и психического воздействия на человека, вплоть до угроз и избиений", - заявили между тем в ОВЦО.

Андрей Попов - инвалид по зрению (слабовидящий), однако предпочитает, чтобы его считали слепым. Это, видимо, позволяет создать имидж слепого прозорливца. "Богом" он провозгласил себя не так давно. В секте "бога" называют по-простому - Кузя. Якобы так ему было угодно. Поэтому среди сектоведов эта группа и получила свое условное название - "секта бога Кузи".

Напомним, что строгий отбор экспонентов на выставку - акция вполне обоснованная. В апреле нынешнего года Отдел Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) распространил заявление, в котором была выражена серьезная обеспокоенность в связи с ситуацией в сфере "православных" выставок. Тревогу вызвало то, что на некоторых из них орудуют сектанты, кроме того, на продажу нередко выставляются товары низкого качества.

"В адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные письма граждан, которые обеспокоены ситуацией вокруг православных выставок-ярмарок, проходящих в разных регионах России. С прискорбием можно констатировать тот факт, что некоторые православные выставки перестали сегодня отвечать своему названию", - говорилось в документе.

Ярмарки и выставки, содержащие в своем названии определение "православные", проводятся в разных городах России. Их история насчитывает в России уже более 20 лет. Первые православные выставки-ярмарки появились в начале 1990-х годов. Сначала они проходили в Москве и Санкт-Петербурге, позднее их география стала расширяться, и сегодня такие мероприятия ежегодно проводятся в самых различных регионах страны, от Сочи до Красноярска. Их количество стремительно увеличивается из года в год: если в 2005 году в России прошло 26 православных выставок и ярмарок, то в 2008-м уже 50, а в 2009 году - 57.

Между тем в заявлении ОВЦО поясняется, что организацией таких мероприятий занимаются светские выставочные компании, к которым патриархия не имеет никакого отношения. Число экспонентов - представителей РПЦ - на таких выставках "неуклонно снижается и составляет, как правило, не более 30% от общего числа участников, что, однако, не мешает организаторам именовать выставки "православными".

"На подобных мероприятиях часто продаются товары широкого потребления, при этом довольно низкого качества. Но гораздо большее беспокойство вызывает тот факт, что данные выставки стали излюбленным местом деятельности околоправославных сект и, в частности, так называемой секты "бога Кузи", - сказано в заявлении. Между тем в Москве пассажиры метро практически ежедневно слышат рекламу, призывающую посетить православную ярмарку на ВВЦ, на которой можно "задать вопросы священнику, встретиться с православным психологом и приобрести монастырскую продукцию".

На стендах подобных выставок часто бывает не так уж много товаров: нескольких недорогих икон, открыток и календариков. Можно заодно купить "чудесную" шапку от головной боли, "нормализующую мозговую деятельность". Но главный рекламируемый продавцами "товар" - это молебны.

Всем проходящим предлагают заказать молебны на все случаи жизни продолжительностью полгода или год и стоимостью приблизительно 300 или 500 рублей соответственно: "о даровании супруга (супруги)" или "об избавлении от одиночества". Эти молебны разные. Например, последний охватывает "более широкий спектр": считается, что он поможет одинокому, часто пожилому человеку, найти задушевного друга или подругу для бесед и совместного времяпрепровождения. Предлагаются также молебны "о решении жилищного вопроса", "о помощи в судебных делах", "о работе и материальном благополучии", "о взаимопонимании между родителями и детьми" - в общем, на любой вкус и кошелек.

При заказе одного молебна вам обязательно посоветуют заказать еще два или три, притом обязательно скажут, что "батюшка благословил к любому молебну заказывать еще молебен "о вразумлении". Также предлагается заказать молебны от различных заболеваний: отдельно - от головной боли, отдельно - от болезни ног, от болезни глаз; особым спросом, конечно, пользуется молебен от онкологии.

При заказе молебна продавец запишет в тетрадочку: "Мария. От головной боли". И Мария, радостная, решит, что в далеком монастыре прозорливый духоносный старец будет молиться о том, чтобы ее перестали мучить головные боли, а заодно и о даровании ей долгожданного супруга.

Таким образом, на одном таком стенде человек оставляет минимум 1000-1500, если он закажет, например, на год молебен "о даровании супруга (супруги)", молебен от какого-нибудь заболевания и навязанный ему молебен "о вразумлении". Чаще же люди заказывают гораздо больше, еще и не только за себя, но и за своих близких.

И хотя в целом идея проведения таких ярмарок очень хорошая, однако следует отдавать себе отчет в том, что слово "православный", а также разные другие сугубо церковные термины без зазрения совести предприниматели нередко просто используют в коммерческих целях, уповая именно на то, что народ, в массе своей питающий благоговение и доверие к Церкви и всему, что с ней связано, сочтет "церковное" название гарантией качества. Это как бы дополнительная рекомендация, косвенно указывающая на то, что люди, производящие данную услугу или продукт, в своих действиях руководствуются христианскими заповедями, а, стало быть, не обманут, говорилось в упомянутой выше публикации на сайте Троицкого храма. Но ситуация такова, что и там можно столкнуться с некачественной продукцией, реализуемой втридорога, и приобщиться к сомнительным "святыням".