Россия вряд ли станет исламской державой в ближайшие 300 - 400 лет
Архив NEWSru.com
Россия вряд ли станет исламской державой в ближайшие 300 - 400 лет
 
 
 
Россия вряд ли станет исламской державой в ближайшие 300 - 400 лет
Архив NEWSru.com

В последнее десятилетие духовное пространство нашей страны меняется на глазах. Мусульманам хочется возрождения и развития своей веры, того же самого желают православные. Многие опасаются, что это развитие может перейти в противостояние. Масла в огонь подливают некие эксперты, по их сенсационным выводам, к 2050 году Россия окончательно станет исламской страной, считает "Комсомольская правда". Газета попросила прокомментировать эту ситуацию религиоведа Романа Силантьева, автора книги "Новейшая история исламского сообщества России", выход которой вызвал резкую реакцию со стороны мусульманских кругов в РФ.

Когда с Герба России уберут кресты?

По мнению специалиста, все идет своим чередом и вряд ли Россия станет исламской державой в ближайшие 300 - 400 лет. Но многим хотелось бы ускорить этот процесс, хотя бы просто манипулируя цифрами. Минувшей весной ряд ученых и мусульманских лидеров утверждали, что если существующая демографическая тенденция сохранится, то к 2025 - 2050 годам большинство россиян будут исповедовать ислам, поэтому загодя следует убрать кресты с герба и ввести пост вице-президента-мусульманина. Как полагает Роман Силантьев, православное большинство еще долго будет большинством.

С 1989 по 2002 год численность этнических мусульманских народов России выросла с 12 до 14 с половиной миллионов человек и в настоящий момент составляет около 15 миллионов. К сожалению, переписи населения пока не определяют его религиозный состав, поэтому собственно мусульман можно выявить только опросами населения.

Уровень религиозности у людей мусульманской культуры не ниже, чем у русских, сейчас доля мусульман в России должна составлять не менее 9%. Между тем социологические опросы на протяжении последних 10 лет дают гораздо меньшую цифру: по их данным, мусульманами себя считают от 4 до 6% россиян (6 - 9 млн. человек). Этот парадокс можно объяснить только тем, что немалая часть этнических мусульман ислам не исповедуют.

По мнению религиоведа, мы до сих пор точно не знаем, кто и во что верует в России. Выход один: Госкомстату прислушаться к словам Патриарха Алексия II и добавить в переписные листы вопрос о вероисповедании гражданина России, считает Р. Силантьев.

Только так можно положить конец спекуляциям о "30 - 50 миллионах российских мусульман", "2 миллионах протестантов" или "миллионной католической общине". Известный факт, когда прошлой весной, всего за неделю, в ходе двух выступлений некоего высокопоставленного кремлевского чиновника число мусульман в России увеличилось аж на 5 миллионов, говорит собеседник газеты.

Духовное возрождение ислама уже произошло?

На начало 2006 года в России зарегистрировано 12 241 православная религиозная организация и 3668 мусульманских. С января 2005 года православных религиозных организаций стало больше на 370, а мусульманских - всего на 34. Дело в том, что бурное возрождение мусульманской общины страны в количественном измерении практически завершилось - большинство сельских населенных пунктов с компактно проживающим мусульманским населением имеют мечети, мусульманские общины возникли также почти во всех крупных городах страны.

Возрождение ислама в России шло очень неравномерно: так, в Татарстане с 1988 года было построено свыше тысячи мечетей, а во всех регионах Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов - менее десяти. Мусульмане составляют большинство населения только в пяти субъектах РФ - Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. В Татарстане и Башкортостане их около половины, а в остальных регионах - менее четверти.

Со своей стороны, Православная церковь сохраняет темпы прироста общин и строительства храмов. Как правило, православные общины значительно крупнее мусульманских и распределены более равномерно.

Почему мечети строят со скандалами?

"Комсомольская правда" писала уже о попытке построить мечеть прямо на въезде в город Малоярославец. Почти половина жителей города подписались в опросных листах против этой стройки, и она завершилась, даже не начавшись. Нечто подобное было в Калининграде и Пскове. Скандалы, митинги, пикеты. Почему? По мнению Романа Силантьева, это всего лишь бизнес, который к делам неземным и духовным не имеет никакого отношения.

Новообразованная мусульманская община выходит с инициативой возведения мечети в городе, не имеющем мусульманских традиций. При этом построить ее планируется в заведомо неприемлемых для большинства горожан местах - историческом центре, на доминирующих над православными храмами высотах, на месте разрушенных церквей, костелов и синагог. Народ начинает протестовать, и дело затягивается на неопределенный срок. Зачем это делается, недавно поведали прессе активисты калининградской мусульманской общины. В их случае председатель общины восемь раз отклонял предлагаемые мэрией участки, а деньги, выделенные правительством одной из мусульманских республик РФ, тем временем крутились на счете некоей фирмы. Еще более показательно выглядит история с мечетью в Сергиевом Посаде: ее имам-хатыб Арслан Садриев долго рассказывал о том, что в этом городе живут тысячи глубоко верующих мусульман, которым срочно нужен храм. И когда храм был построен, прихожан в нем набралось менее 30 человек, рассказывает Р. Силантьев.

Совсем недавно стало известно о планах мусульманской общины расширить Соборную мечеть на проспекте Мира. Этот проект горячо поддержало руководство столицы. Хотя он вызвал неоднозначную реакцию у москвичей.

По словам Р. Силантьева, первый пикет православной общественности против строительства мечети прошел осенью 1994 года. Тогда враждебный председателю Совета муфтиев России шейху Равилю Гайнутдину исламский политик Абдул-Вахед Ниязов вознамерился построить на юго-западе столицы масштабный исламский комплекс. Для срыва этой инициативы Гайнутдин предпринял весьма неожиданный ход - он обратился за помощью к лидеру Конгресса русских общин Дмитрию Рогозину, который с радостью вывел своих людей на пикет против строительства центра и подписал с московским муфтием совместную декларацию, в которой, в частности, говорилось: "Недавний инцидент, связанный с закладкой камня в основание планируемого Исламского культурного центра в Тропареве, не может не вызывать тревогу и озабоченность всех здравомыслящих граждан независимо от их этнической и религиозной принадлежности".

И вот сейчас сам Равиль Гайнутдин решил расширить московскую Соборную мечеть за полмиллиарда долларов - в 30 раз дороже, чем стоила самая крупная в Европе казанская мечеть "Кул-Шариф". За прошедший год ему удалось собрать из необходимой суммы 0,2%, после чего муфтий заявил, что может обратиться за финансовой помощью к Русской православной церкви. А ведь если верить словам Гайнутдина, мусульман в России в 7 раз больше, чем православных, и только в Москве их проживает почти 4 миллиона. Неужели все они ушли в Православную церковь? – задает риторический вопрос собеседник газеты.

Переходят ли православные в ислам и наоборот?

Буквально год назад один из руководителей исламского духовенства буквально ошарашил россиян. По его словам, православные христиане массово переходят в ислам. Счет идет на десятки тысяч душ... Сами же новообращенные мусульмане опровергают эти цифры. По словам их лидеров, людей, поменявших веру, на всю Россию не более трех тысяч. Большинство новообращенных - женщины, поменявшие веру, выйдя замуж за мусульман.

В то время как принявших ислам по идеологическим соображениям сейчас в России не более 800 человек. У этих цифр, по словам Р. Силантьева, несколько источников. Он занимался так называемыми полевыми исследованиями, то есть посетил почти все регионы России и внимательно изучал их СМИ. Вдобавок к этому сопоставлял данные, полученные от самих же "русских мусульман". В них могут быть расхождения, однако порядок цифр там один. То есть счет нужно вести не на десятки тысяч... а просто на десятки.

В 2004 году наиболее активные новообращенные создали Национальную организацию русских мусульман, в руководстве которой русских почему-то не оказалось. В настоящее время эта организация раскололась на шиитское и ваххабитское крыло на почве отношения к "Хизбаллах" и, по сути, прекратила свое существование. Более двухсот новообращенных в настоящее время находятся под следствием, в розыске или местах заключения за участие в бандформированиях, подготовку терактов и разжигание вражды. Это позволяет считать их самой криминализированной этноконфессиональной группой в стране, считает Р. Силантьев.

В христианство за последние 20 лет перешли до 2 миллионов этнических мусульман. Другое дело, что Русская православная церковь не считает разумным дразнить мусульман такой статистикой и поощрять новообращенных на полемику со своими бывшими единоверцами, отмечает Р. Силантьев.

Только среди православных священнослужителей сейчас насчитывается до 400 этнических мусульман, среди которых есть не только татары с башкирами, но и чеченцы. Для сравнения можно заметить, что из "русских мусульман" вышли только два имама, один из которых отбывает срок за экстремистскую деятельность, а другой находится под следствием за аналогичные преступления.

Традиция против ваххабизма

По мнению Романа Силантьева, самая большая проблема исламского сообщества - отсутствие нормальной системы мусульманского образования. Дневные отделения двух ведущих исламских вузов России за год выпускают менее десяти человек. (Если быть точными, то в 2003, 2004, 2005 и 2006 годах выпускников было от 8 до 9 человек.) А мечетей в России многие тысячи. Кстати, этой ситуацией, сложившейся в традиционном исламе, обеспокоена и Православная церковь. Но есть еще одна проблема - внутренние противоречия.

На протяжении последних 15 лет оппоненты Верховного муфтия Талгата Таджуддина заполняли страницы мусульманских и центральных СМИ самым грязным компроматом, чем сильно навредили и ему, и себе самим, говорит собеседник газеты. К настоящему времени раздиравший мусульман России конфликт между Центральным духовным управлением мусульман России Талгата Таджуддина и Советом муфтиев России Равиля Гайнутдина перешел в вялотекущую стадию. Продолжающимся раздором традиционных мусульман успешно пользуются мусульмане нетрадиционные, продолжающие укреплять свои позиции и захватывающие контроль над все большим количеством мечетей и муфтиятов. Поэтому не исключено, что в будущем российский ислам ожидают новые внутренние конфликты. Есть и другой вариант, позитивный: комплексная поддержка ислама традиционного со стороны государства и Православной церкви. Этот процесс в наших общих интересах, считает Р. Силантьев.

Существует ли массовый переход из христианства в ислам и правда ли, что к 2050 году Россия станет исламской страной?

По мнению председателя Духовного управления мусульман азиатской части России Нафигуллы Аширова, которое приводится в "Комсомольской правде", процесс перехода из одной религии в другую естественен, как процесс миграции.

"Люди меняют свои взгляды, и мне кажется, что дело не в смене веры. Люди просто переходят от безверия к вере. И заниматься подсчетами, сколько новообращенных, когда Россия станет исламской страной, - это то же самое, как считать, сколько торговых мест на рынке принадлежит армянам, а сколько азербайджанцам. Такие подсчеты и прогнозы ослабляют нашу страну и разделяют народы, что ведет в итоге к кровавой, межрелигиозной бойне, как в Югославии. Мне кажется, не нужно считать ради нашего общего блага", – считает муфтий.