Я никого не продал, не поднимался на чьих-то костях - ни в те годы, когда это было частым явлением, ни сейчас, говорит Адольф Шаевич
Архив NTVRU.com
Я никого не продал, не поднимался на чьих-то костях - ни в те годы, когда это было частым явлением, ни сейчас, говорит Адольф Шаевич
 
 
 
Я никого не продал, не поднимался на чьих-то костях - ни в те годы, когда это было частым явлением, ни сейчас, говорит Адольф Шаевич
Архив NTVRU.com

"Газета" опубликовала сегодня пространное интервью с главным раввином России (КЕРООР) Адольфом Шаевичем, в котором он делится своими мыслями относительно жизни иудейской общины в стране.

В России, открывает свою публикацию "Газета", два главных раввина, и конфликт между ними не утихает. Президент отдал предпочтение главе хасидской общины раввину Берлу Лазару. Адольф Шаевич, глава наиболее массового направления в иудаизме считает между тем, что предпочтения власти не связаны с религией: "Не думаю, что у президента есть возможность заниматься такими тонкостями: в какую синагогу идти, в какую √ нет".

На вопросы, есть ли иерархия среди раввинов и что такое вообще "главный раввин", Адольф Шаевич ответил притчей:

"Корабль причаливает к необитаемому острову, там живет один еврей. Водит по острову, показывает: вот есть тут две синагоги. "Зачем тебе две синагоги, ты же один?!" - "В эту синагогу я хожу, а в эту - никогда!"

Для религиозного человека, говорит Шаевич, есть религиозные авторитеты. Основатель хасидизма любавический раввин Шнеерсон √ "действительно великий человек, несмотря на то что основная масса евреев в мире к этому движению не примыкает. Авторитетных раввинов в мире полтора-два десятка. Но основным авторитетом является Тора. А понятие "главности" условно. Оставаясь главным раввином, я никем не командую, для меня все остаются коллегами, которых я должен представлять перед светской властью. Но это не значит, что я являюсь религиозным авторитетом".

"В Израиле, √ продолжает Шаевич, √ есть два главных раввина - для ашкеназийских и сефардских евреев. Во Франции, Англии главные раввины есть, в США - нет. Все раввины живут на деньги общины".

На вопрос, не собирается ли Адольф Шаевич на пенсию, о чем упомянул глава хасидской общины раввин Берл Лазар, собеседник "Газеты" ответил: "Я уже пять лет пенсионер. Но у раввинов не принято уходить, пока есть здоровье и силы. Они хотят, чтобы я ушел, а уж если бы умер, наверное, вообще были бы довольны. Хотят, чтобы все было под ними, и они были бы тут единственными хозяевами. И в этом единственная причина наших разногласий и, соответственно, нежелание идти на какие-то контакты. Такого нет ни в одной стране мира - их никто не признает, ни на какой "верх" их не пускают, они совершенно автономны. Они, грубо говоря, секта, называйте их "машихисты", как угодно. Среди них есть совершенно нормальные люди, я со многими знаком. Ну, сделали они себе из умершего раввина "бога", "мессию" - и Лазар в том числе. Это сейчас он стал открещиваться и хабатником себя не называет, поскольку получил звание Главного раввина России Федерации еврейских общин. Но это все - хабат. Дело совсем в другом. За годы советской власти евреи настолько ушли от еврейства, что будь еще десяток организаций, как мы или они, всем бы хватило работы. Можно было бы поделить сферы влияния - работать и работать! Сейчас в России - миллион евреев, как мы думаем, из них тысяч 200 с еврейством хоть как-то связаны. Остальные как были в стороне, так и остались. А тут речь идет не о работе, а о генеральских погонах и белом коне..."

По мнению Адольфа Шаевича, никакого отношения к религии не имеет и то обстоятельство, что президент Путин вывел его из состава президентского религиозного совета, поставив на это место Берла Лазара. "Это политика, экономика, заявляет раввин, √ моих страданий тут нет, повода для переживаний - тоже".

"Берл Лазар, √ продолжает Шаевич, √ стал Главным раввином России в тот день, когда арестовали Гусинского. У них шла конференция, в повестке дня никаких выборов главных раввинов не было. Кто-то приехал из Кремля, вызвали Лазара и через десять минут объявили, что сейчас будут проходить выборы главного раввина России. И вот два десятка раввинов, из которых 18 - не граждане России, его выбрали. И это тоже никого не удивило! Выборы были в два часа дня, а в шесть арестовали Гусинского. Я ничего не потерял оттого, что меня перестали звать в Кремль. Меня евреи как уважали, так и уважают. Я никого не продал, не поднимался на чьих-то костях - ни в те годы, когда это было частым явлением, ни сейчас. Я знаю, что в любой стране есть один или два человека, которые могут сказать: вот мне раввин Шаевич помог. Таких немного, но есть. Поэтому я с чистой совестью здесь сижу. Я не ангел, я далек от человеческого идеала, но все, что мне дала Тора, пытаюсь воплощать в жизнь. Я ничего от званий и сидения в президиуме не получил - ни дачи, ни шикарной машины. Если бы не Гусинский, так и жил бы в развалюхе... Миллионы заслуженнейших людей никогда в Кремле не были. А сидеть там с людьми, которые сегодня великие, а завтра - никто..."