Специалисты бьют тревогу по поводу судьбы древней иконы, а представитель РПЦ в информацию СМИ не верит
pravmir.ru
Специалисты бьют тревогу по поводу судьбы древней иконы, а представитель РПЦ в информацию СМИ не верит
 
 
 
Специалисты бьют тревогу по поводу судьбы древней иконы, а представитель РПЦ в информацию СМИ не верит
pravmir.ru

Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Владимир Вигилянский заявил РИА "Новости" о том, что необходимо проверить информацию СМИ о древней Боголюбской иконе, долгое время находившейся в непригодных условиях в Княгинином монастыре во Владимире.

Как отмечает агентство, в последнее время в российском обществе все активнее обсуждается проблема хранения почитаемых святынь и доступа к ним верующих, ведутся споры между представителями церкви и музейного сообщества. Еще не успел улечься скандал вокруг Торопецкой иконы, как на повестку дня выносится новейшая история еще одной древней святыни.

- Что случилось с древней иконой: монахини, спонсор, грибы
- Владимир Вигилянский: "Не верю!"
- История Боголюбской иконы
- Мнение эксперта: Древние иконы нуждаются в постоянной заботе реставраторов и историков искусства, даже если находятся в церквях

Повод к словам Вигилянского дала появившаяся на днях публикация в газете "НГ-Религии". Речь в статье шла о том, что что весной этого года монахини Княгинина монастыря во Владимире сообщили сотрудникам Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, что с Боголюбской иконой, которая находится в Успенском соборе монастыря, "что-то неладно". Музейщики обнаружили, что икона поражена грибком.

Что случилось с древней иконой

Специалисты-реставраторы и музейные хранители не берутся сегодня прогнозировать дальнейшую судьбу легендарного чудотворного образа – Боголюбской иконы Божией Матери, написанной в конце XII века. История этого бесценного памятника искусства Древней Руси типична для многих икон, переживших события 1917 года, отмечает "НГ-Религии".

После неудачной реставрации в 1920 году Богоматерь Боголюбская находилась в Успенском соборе города Владимира, в 1946-м – передана в музей, где ее после многолетней реставрации удалось привести в состояние стабильности для хранения. Затем в 1992 году икона была передана Церкви и содержалась с тех пор в Успенском соборе Княгинина монастыря в том же Владимире.

Официально сохранность древнего образа, оказавшегося в распоряжении Владимирской епархии РПЦ, должна была обеспечиваться соблюдением режима хранения с помощью специально оборудованного киота – камеры с поддержанием внутри нее искусственного климата. В присутствии специалистов, ежегодно посещавших монастырь, киот торжественно открывали, чтобы те могли убедиться в наличии иконы и неизменности ее внешнего вида, а затем снова запирали на замок. Так и продолжалось вплоть до весны 2009 года, когда сами монахини монастыря сообщили сотрудникам Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника о том, что с иконой что-то неладно. Музейщики же забили тревогу уже по-настоящему: икона оказалась поражена грибком. Вскоре стало выясняться, что хранение уникального памятника и особо чтимой святыни было только формальностью. Однако информация об этом просочилась за пределы сначала монастыря, затем круга перепуганных музейщиков и реставраторов, а потом и руководства Минкульта только сейчас.

"Как реставраторы мы зашли в тупик, – говорит руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря Галина Цируль. – В данный момент икона лежит на столе, музей нас торопит, мол, делайте что-нибудь, но мы до сих пор не можем принять решения. Площадь отставания красочного слоя все увеличивается и увеличивается, вводить клей опасно – там вода, и это может ускорить катастрофу. С самого начала мы порекомендовали положить икону при постоянном климатическом режиме на стол и никому к ней не прикасаться, потому что трогать ее теперь нельзя.

…Плесень обнаружили весной, когда еще лежал снег. Когда через какое-то время музею удалось забрать икону к себе, мы собрали там большой научный совет, потом еще один с привлечением еще более широкого круга специалистов. Ситуация сегодня такова, что мы не можем даже оценить состояние древесины на участках, закрытых левкасом и красочным слоем. На обнаженных местах мелких повреждений под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре "пружинящей губки", что особо страшно для иконы. Здесь надо бы сканировать всю доску, но ни у нас, ни даже в Эрмитаже нет таких приборов, а рентген совершенно бессилен – он ничего не дает…".

До передачи Церкви икона находилась под присмотром реставраторов. Состояние доски было вполне стабильным, лик и другие участки живописи тонированы и сохранены. Так что благодаря профессионализму реставраторов внешний вид иконы не указывал на какое-то неблагополучие. Но что же могло случиться с ней в Успенском соборе?

По словам Галины Цируль, "оказалось, что две кассеты, которые должны были поддерживать микроклимат в камере, просто не работали. Одну монахини даже куда-то продали – такие вещи денег стоят. Икона стояла просто за стеклом, всего-навсего закрытой на ключик. Тем временем плесень с соседней стены благополучно ползла к иконе, прямо у витрины с образом постоянно стояли живые цветы в воде. Кроме того, недавно в храме поменяли и пол. Сначала он был белокаменный, а тут появился спонсор, и древний каменный пол быстренько заменили гранитным. Монахини ни во что не вникали, поэтому ни о каких грунтовых водах и дренаже речи даже не заходило. Ну а теперь все это отразилось не только на храме, но и на самих монахинях: почти все они жалуются на щитовидку. Ясно же, что гранит фонит сильно, но никто его на этот предмет, скорее всего, даже не проверял.

При последнем исследовании мы обнаружили, что живых плесневых грибов на самой иконе, к счастью, не осталось. Но при осмотре рядом с местом, где она недавно висела, выяснилось, со слов монахинь, что "здесь у нас крестильня, и, конечно, сыро". Вот еще деталь, которая была бы смешной, если бы все не было так грустно: мы приподняли плинтус, а под ним… колония грибов! Со шляпками даже…".

В настоящее время Боголюбская икона находится в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея. Специалисты-климатологи работают в Успенском соборе. Пока неясно, смогут ли верующие вновь увидеть икону.

Владимир Вигилянский: "Не верю!"

"Я не верю. Все нужно проверять. Много очень сомнительного. Много вопросов. А что делали музейщики? Почему они не обнаружили отсутствие аппарата (киота), почему они не видели грибка раньше?" - заявил Владимир Вигилянский.

Он призвал не принимать эту информацию на веру. "Кто первый сказал? Монахини. Они не сыщики. В данном случае, если это совместное пользование, то следите достойно. Не работает аппарат? Но не музейный ли это аппарат?" - отметил он. Владимир Вигилянский сказал, что он точно не в курсе ситуации и вынужден доверять информации в СМИ.

История Боголюбской иконы

Боголюбская икона Божией Матери является одной из древнейших чудотворных икон России. Она была написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери, напоминает РИА "Новости".

Князь Андрей в 1155 году, переселяясь из Вышгорода под Киевом в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой (впоследствии икона была названа Владимирской). Недалеко от Владимира лошади, которые везли киот с чудотворной иконой, остановились и не трогались с места. Князь тогда попросил священника Николая, сопровождавшего его, совершить молебен перед иконой и начал усердно молиться образу. В походном шатре, куда он позже перешел и где продолжал молиться, ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела ее образ, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, который явился в этом время над землей, благословил ее, и видение исчезло.

Князь Андрей заложил каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где и образовался монастырь. Потом он призвал иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел ее в явлении - во весь рост, со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю.

Когда церковь была построена, благоверный князь перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое и утвердилось в Русской Церкви. Он назвал образовавшийся вокруг обители монастырь и город Боголюбовом. По его словам, "Божия Матерь возлюбила это место". Сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.

Владимирская икона Божией Матери, принесенная из Вышгорода, позже была перенесена из Боголюбова монастыря в Успенский собор Владимира. Боголюбская икона была оставлена в Боголюбове.

Мнение эксперта: Древние иконы нуждаются в постоянной заботе реставраторов и историков искусства, даже если находятся в церквях

Древние иконы нуждаются в постоянной заботе реставраторов и историков искусства, даже если находятся в церквях, заявила накануне РИА "Новости" эксперт по сохранению памятников Средневековья, заместитель директора Византийского музея в Афинах Анастасия Лазариду.

"Храмы и монастыри не имеют технических знаний, оборудования, персонала, которые необходимы. Древние иконы должны находиться в организованных центрах реставрации, если это нужно для их сохранения", - сказала греческий эксперт.

В России в последние дни ведутся дискуссии вокруг решения министерства культуры о передаче чтимой Торопецкой иконы Божией Матери XII-XIV века из фондов петербургского Русского музея в построенный в коттеджном поселке Московской области храм Александра Невского. По данным СМИ, инициатором перевоза музейной иконы в подмосковный элитный поселок "Княжье озеро" явился его застройщик, президент группы компаний "Сапсан" и меценат Сергей Шмаков.

По словам греческого эксперта, она не может припомнить случаев, когда древние иконы в Греции перемещались бы из музеев в храмы, хотя их перемещение в обратном направлении - частое явление. Все иконы до XV века принадлежат греческому государству, даже если находятся в храмах, и их судьбу решают специалисты по истории искусства, напомнила она.

"Согласно греческому археологическому закону, государству принадлежат все ценности, созданные до 1453 года. Эти предметы нуждаются в исключительной археологической защите", - сказала Лазариду. В 1453 году пал Константинополь - столица Византийской империи, на месте которой возникла Османская империя.

По словам Лазариду, целый ряд древних икон находится в храмах Элладской православной церкви. "Однако и эти иконы принадлежат государству, и забота о них осуществляется местными отделениями археологической службы в сотрудничестве с храмами и монастырями", - сказала эксперт.

Она добавила, что в случае необходимости специалисты могут потребовать, чтобы икона находилась в подходящем для нее окружении, например, чтобы непосредственно перед ней не горели свечи.

Из общего режима, предусмотренного археологическим законом, исключены монастыри Афона - пользующейся правом самоуправления монашеской республики на севере Греции, заключила эксперт. Афон обладает огромными собраниями византийских древностей, включая рукописи и иконы.