После обращения к евродепутатам глава Константинопольского Патриархата провел пресс-конференцию с участием президента Парламента Ханса-Герта Петеринга
Reuters
После обращения к евродепутатам глава Константинопольского Патриархата провел пресс-конференцию с участием президента Парламента Ханса-Герта Петеринга
 
 
 
После обращения к евродепутатам глава Константинопольского Патриархата провел пресс-конференцию с участием президента Парламента Ханса-Герта Петеринга
Reuters

Глава Константинопольской православной церкви Вселенский Патриарх Варфоломей I выступил накануне с речью на пленарном заседании Европарламента в Брюсселе. После обращения к евродепутатам глава Константинопольского Патриархата провел пресс-конференцию с участием президента Парламента Ханса-Герта Петеринга, в ходе которой рассказал о проблемах Константинопольского Патриархата и проводимом им диалоге с другими религиями и культурами, сообщает сайт "Православие.ru" со ссылкой на греческий портал "Ромфэа".

Патриарху, в частности, был задан вопрос о том, какими, на его взгляд, должны быть отношения Турции с Евросоюзом и насколько предпочтительней являются гибкие отношения. Варфоломей I ответил: "Речь идет о вопросе политического характера, однако, как житель Турции, я бы лично, впрочем, как и значительное большинство турецкого народа, желали бы интеграции нашей страны в Евросоюз в качестве полного члена, при условии, что будут соблюдены критерии и условия, действующие для любой страны-кандидата". Предстоятель Константинопольской церкви добавил также, что "с географической точки зрения, Турция находится на рубеже Азии и Европы, являя собой мост между этими двумя континентами, между Западом и Востоком, между христианством и мусульманами". "Согласно конституции, это светское государство. Турция желает войти в Евросоюз, проводя преобразования вплоть до сего дня. Но должен сказать, что, несмотря на сделанные до сих пор шаги, для полной демократизации, до уважения прав человека и, особенно религиозных свобод, еще не хватает очень многого", - отметил Варфоломей.

"Несмотря на тот факт, что население Турции составляют по преимуществу мусульмане, это не должно считаться препятствием. Сосуществование людей с различными религиозными убеждениями и культурными корнями способствует их взаимообогащению", - убежден Патриарх.

Варфоломея I и Ханса-Герта Петернига попросили также высказаться о начавшемся новом раунде переговоров по Кипру. Отметив, что сам будет отвечать как религиозный лидер, оставив политическую сторону Петерингу, Константинопольский Патриарх подчеркнул: "Я желаю, чтобы переговоры увенчались полным успехом, чтобы решилась политическая проблема Кипра, которая, к сожалению, причинила невообразимый вред и Патриархату, и греческому православному меньшинству в Константинополе. Факт сокращения нашей паствы сегодня до размеров, вызывающих беспокойство, во многом обязан кипрской проблеме".

Рассуждая о проблемах своей Церкви, Константинопольский Первоиерарх затронул тему оправдательного решения Европейского суда по правам человека в вопросе православного сиротского приюта на острове Буюкада (Принцевы острова), подчеркнув, что дело еще не решено в отношении других 24 учреждений, и если будут исчерпаны все законные способы удовлетворения справедливости внутри страны, тогда Церковь снова обратится в Европейский суд. Как сообщало агентство Regions.ru, решение Страсбургского суда, единогласно принятое летом 2008 года, дает Константинопольскому Патриархату полное право собственности на православный приют "Принкипос". Суд постановил, что Турция несет ответственность за нарушение имущественных прав Патриархии.

Наконец, Патриарх Варфоломей рассказал о богословской школе Халки, подчеркнув, что для Турции, которая желает войти в Евросоюз, было бы "большим преимуществом и честью иметь на своей территории центр православия". Чтобы выжить, Патриархии требуются кадры, а когда она не имеет возможности давать им образование, то возникает опасность, как для настоящего, так и для будущего Патриархии. "Если бы студенты из разных стран мира приезжали сюда изучать богословие, а потом возвращались к себе на родину, говоря, что учились в мусульманской стране, где есть все свободы, то для Турции это было бы очень выгодно", - сказал Варфоломей I.