На сайте "МВД медиа" вышла публикация ведомственной газеты "Щит и меч" о необходимости расширения прав полицейских. Как отмечает "Медиазона, в обоснование расширения полномочий авторы статьи ссылаются на несуществующие американские законы.
В статье под названием "Требования диктует жизнь" говорится, что "норма не может быть вечной", и приводятся ссылки на западные документы, принятые несколько веков назад и не отмененные до сих пор. Так, членам британского парламента нельзя входить в Палату общин в рыцарских доспехах, в Честере разрешено стрелять в валлийцев в пределах городских стен только после полуночи, а в Лондоне наемные такси обязаны возить мешок овса или тюк сена.
Среди других подобных курьезов упоминается запрет, якобы существующий в штате Огайо: согласно ему, там запрещено смотреть на портрет президента, если вы слепой. "Медиазона" не нашла ни одного упоминания этой нормы на английском языке. На русском языке она описана в новости под названием "Эксперты назвали самые необычные законы стран мира", опубликованной на сайте "Астрахань FM" Источник информации в публикации не указан.
В заметке "Щита и меча" также говорится о законе штата Арканзас, который был написан в 1800-х годах. В нем говорится, что муж имеет право бить жену, но только один раз в месяц. Такого закона также не существует. Эта легенда упоминается в американских СМИ, она разбиралась в журнале Arkansas Law Notes. В статье приводятся слова неназванного профессора права, который называет норму "правовым положением, появившимся сотни лет назад". Как указывает преподаватель, обычно такие нормы называют rule of thumb, и под ними подразумевается не закон, а судебное решение.
"Щит и меч" также пишет, что законопроект о расширении прав полицейских "вызывает немало споров", но мнения критиков в заметке не приводятся. Вместо этого там представлены точки зрения нескольких экспертов, одобряющих инициативу, а один из них заявляет, что российская полиция имеет гораздо меньше прав, чем зарубежные коллеги.
В середине мая правительство России внесло в Государственную думу законопроект, который расширяет полномочия полицейских. В частности, им разрешат стрелять на поражение при малейшем ощущении угрозы и вскрывать транспортные средства без ответственности за нанесенный ущерб.
Также они смогут представляться и объяснять причину задержания уже после того, как человека задержат. По словам адвокатов, такая норма уже действует, и отказ полицейских представляться не удается обжаловать ни в прокуратуре, ни в суде, ни у руководства МВД. В случае же принятия новых поправок пострадавшим от насилия со стороны полицейских будет еще сложнее доказать это - жертвы не будут знать имена и должности сотрудников, а значит, не смогут указать в жалобе, кто именно их избил.
Правительство также предлагает добавить в закон статью, которая позволит силовикам вскрывать автомобили. Сейчас у полицейских есть право только проникать в жилые и нежилые помещения, а также на земельные участки. Теперь же полицейские смогут взламывать машины, если они спасают чью-то жизнь, обеспечивают "безопасность граждан или общественную безопасность при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях", задерживают подозреваемых или обвиняемых; пресекают преступления, полагают, что находящийся в машине человек пьян и совершил правонарушение, полагают, что в машине есть изъятые из оборота предметы, проверяют сообщение об угрозе теракта или устанавливают обстоятельства несчастного случая.
При этом ответственность за порчу машины полицейский нести не будет: по словам адвокатов, если сотрудникам законодательно разрешат взламывать автомобили, количество нарушений прав человека возрастет. Например, полицейские смогут вскрыть автомобиль, чтобы обыскать его или подбросить какие-то предметы, которые они сами же потом найдут. А разрешение использовать оружие в случаях, если задерживаемый совершит "иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения на сотрудника полиции", может привести к массовому неадекватному применению табельного оружия. Сами же поправки в целом позволят полицейским чувствовать еще большую безнаказанность при контактах с гражданами.