Томский общественный деятель Денис Карагодин, занимающийся сбором информации о расстреле в 1938 году своего репрессированного прадеда, сообщил, что сын одного из сотрудников НКВД обвинил его в дискредитации имени отца. В связи с этим родственник работника сталинских карательных органов обратился в полицию с заявлением.
В МВД подтвердили факт обращения. "Действительно, заявление было подано в январе этого года в отдел полиции "Дзержинский" (в Новосибирске. - Прим. РИА "Новости"). Оно зарегистрировано и передано для дальнейшего рассмотрения и принятия решения по территориальности в город Томск", - сообщил РИА "Новости" в среду представитель ГУ МВД РФ по Новосибирской области.
Денис Карагодин на сайте, посвященном расследованию обстоятельств и участников расстрела своего прадеда Степана Карагодина, пояснил, что 2 марта в отделе полиции Томска его опросили в рамках проверки по заявлению человека, называющего себя сыном сотрудника Новосибирского НКВД Алексея Митюшова. Сергей Митюшов обвинил Карагодина в дискредитации имени своего отца, который в 1934-1939 годах работал регистратором учетно-статистического отдела УНКВД Западно-Сибирского края.
Речь идет о размещенном в открытом доступе на сайте karagodin.org досье на сотрудника НКВД Алексея Митюшова. В расследовании правнука репрессированного говорится, что Митюшов принял участие в убийстве Степана Карагодина - его подпись стоит на выписке из акта о расстреле. Источником опубликованных сведений, как отмечает Карагодин, служат официальные и законно полученные документы из федеральных ведомств (включая ФСБ), а также из архивов.
Денис Карагодин опубликовал копию протокола опроса в полиции. Из нее следует, что отвечать на вопросы о том, является ли он администратором сайта и размещал ли на нем информацию о Митюшове, Карагодин отказался, сославшись на 51-ю статью Конституции РФ, позволяющую не свидетельствовать против себя.
Выпускник философского факультета Томского университета Денис Карагодин с 2016 года собирает данные о гибели своего прадеда - крестьянина Степана Карагодина в ходе массовых репрессий, которым подверглись вернувшиеся в СССР из Харбина. В результате было расстреляно около двух тысяч человек.
В феврале 2020 года Карагодин жаловался генпрокурору России на новосибирское управление ФСБ за необоснованный отказ в предоставлении архивных данных о репрессиях.
О расследовании Дениса Карагодина в Москве в "Театре.doc" решили поставить пьесу "Сладкое для памяти", написанную Виктором Шендеровичем.
Добавим, что не все потомки сотрудников НКВД, причастных к расстрелу Степана Карагодина, готовы сводить счеты с его правнуком. В 2016 году Денису Карагодину написала письмо с извинениями и сочувствием внучка офицера НКВД, который, согласно документам, был штатным палачом и расстрелял 56-летнего крестьянина Степана Карагодина в январе 1938 года.
"Я не сплю уже несколько дней, просто не могу и все... Умом понимаю, что я не виновата в произошедшем, но чувства, которые я испытываю, не передать словами... Отца моей бабушки (маминой мамы), моего прадеда, забрали из дома по доносу, в те же годы, что и вашего прадедушку, и домой он больше не вернулся, а дома остались четыре дочки, моя бабушка была младшей... Вот так сейчас и выяснилось, что в одной семье и жертвы, и палачи..." - написала внучка офицера.