Заместитель генерального прокурора России Виктор Гринь отменил постановление о возбуждении уголовного дела в отношении старшего следователя по особо важным делам Главного следственного управления СК РФ Руслана Миниахметова. Следователь был задержан 3 июля по уголовному делу о получении взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК).
В кабинете Миниахметова и еще по нескольким адресам прошли многочасовые обыски, его самого допрашивали четыре часа. По версии СК, следователь "получил от обвиняемого по уголовному делу, находившемуся в его производстве, взятки в особо крупном размере за принятие решений, входивших в его должностные полномочия, в пользу взяткодателя".
Миниахметов участвовал в ряде резонансных расследований, в том числе по делам генерал-лейтенанта ФСКН Александра Бульбова, обвиняемого в незаконном прослушивании телефонов; бывшего начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД Дениса Сугробова по обвинению в коррупции; "Кировлеса" и "Ив Роше".
Фабула дела в отношении Миниахметов не раскрывается. По данным источников "Новой газеты" в центральном аппарате СК, ему инкриминировалось получение взятки от жителя Анапы Андрея Матуса, осужденного по нескольким эпизодам мошенничества, совершенным еще в 2015 году.
"Коммерсант" называет Матуса неоднократно судимым "решальщиком" из Анапы. По приговору Анапского горсуда он получил пять лет колонии строгого режима за очередное мошенничество. В 2016 году он сообщил ФСБ, что следствие вымогало у него 5 млн долларов.
Матус обещал за 37 млн рублей решить проблему с уголовным преследованием тогдашней замглавы муниципалитета Анапы по имущественным вопросам Светланы Яровой. Часть денег он хотел оставить себе, а остальные передать силовикам. Вначале Матус признал свою вину, поэтому Миниахметов оставил его под домашним арестом, но потом дома у "решальщика" нашли авиабилет, что свидетельствовало о готовящемся побеге за границу.
Матуса по решению суда отправили в СИЗО, там он и дал показания сотрудникам ФСБ о том, что следователи якобы вымогали у него 5 млн долларов. За это ему якобы гарантировали мягкий приговор и возвращение арестованных квартир. В итоге Матус, по его словам, якобы передал следователю несколько сотен тысяч долларов.
По материалам провели проверку, но в возбуждении уголовного дела было отказано. Однако затем компромат оказался в распоряжении управления "М" ФСБ, которое занимается противодействием коррупции в правоохранительных органах и негласно конкурирует с управлением "К" ФСБ (занимается контрразведывательным обеспечением кредитно-финансовой сферы).
Адвокат Миниахметова Константин Трапаидзе сообщил, что основанием для задержания следователя стали показания дважды осужденного по делу о мошенничестве. "Пытались вменить два эпизода взятки только из-за показаний лица, осужденного почти четыре года назад, в основе обвинения были только его показания. Он утверждал, что у него требовали взятку, сначала одну, потом вторую, для того, чтобы изменить меру пресечения или сделать позитивные шаги в отношении него, то есть помочь избежать наказания или уменьшить срок", - рассказал Трапаидзе ТАСС.
Миниахметов не отказывался от дачи показаний и в ходе допроса заявил, что преступления не совершал. "Мы решили допрашиваться, дали обстоятельные, исчерпывающие показания, обвинение не имело под собой никаких правовых оснований", - заявил защитник.
По его словам, Миниахметов не возбуждал дело в отношении лица, давшего на него показания, оно было передано ему два месяца спустя. "И с самого начала обвиняемый в мошенничестве признавал вину, а в дальнейшем материальные ценности, о которых шла речь в показаниях осужденного, были направлены на возмещение ущерба в рамках этого преступления, оставшаяся часть возвращена ему по решению суда", - пояснил Трапаидзе.
Защитник уточнил, что Миниахметова задержали оперативники управления "М" ФСБ. А уголовное дело, по неофициальным данным, возбудил лично председатель СКР Александр Бастрыкин. Однако следственными действиями руководил замначальника Главного следственного управления СК Павел Горячев.
По словам Трапаидзе, во время обыска Миниахметов добровольно выдал рабочие материалы и свой компьютер и передал коллегам дела, над которыми работал. В итоге "после очень долгого тщательного допроса руководитель следственной группы решил не задерживать его [Миниахметова], не доставлять в ИВС, поскольку отсутствуют правовые основания", - сообщил адвокат РБК.
О том, что замглавы генпрокурора Виктор Гринь отменил постановление о возбуждении уголовного дела, Миниахметов и его защитник узнали сначала от "рядовых следователей", а уже затем, в подробностях, из СМИ, пишет "Коммерсант".
"Во время допроса и обыска мы были отрезаны от внешнего мира, не знали о решении Генпрокуратуры и, когда его отпустили, даже подумали, что следствие само во всем разобралось", - сказал Трапаидзе РИА "Новости". По его словам, Миниахметову вернули удостоверение СК и личные вещи. Процессуального статуса у него нет.
При этом Миниахметову успели предъявить обвинение, в суд было подготовлено ходатайство о заключении его под стражу. В СК продолжат настаивать, что "имелось достаточно оснований для возбуждения уголовного дела и предъявления обвинения". Ведомство обжаловало генпрокурору решение Гриня.
"Уголовное дело было возбуждено на достаточных основаниях по материалам, предоставленным ФСБ России, проведены первоначальные неотложные следственные действия, фигурант был допрошен", - говорится на сайте СК. По данным "Коммерсанта", следствие также собирается изучить другие дела, находившиеся в производстве Миниахметова.
Между тем генпрокурор России Игорь Краснов, который до января этого года был заместителем главы СКР Александра Бастрыкина, по сведениям "Новой газеты", поручил военной прокуратуре проверить законность действий сотрудников управления "М" ФСБ, задерживавших Миниахметова.
Как предполагает издание, расчет был на то, что Миниахметов, оказавшись в камере, пойдет на сделку со следствием и предоставит компромат на руководителей управления "К" ФСБ, которые плотно сотрудничают со Следственным комитетом. Миниахметов в основном расследовал уголовные дела, оперативное сопровождение которых осуществляло это управление, и оно же было инициатором их возбуждения.