Челябинский военный гарнизонный суд на заседании в понедельник начал допрашивать обвиняемого по делу об инциденте в Челябинском танковом институте младшего сержанта Александра Сивякова
НТВ
Челябинский военный гарнизонный суд на заседании в понедельник начал допрашивать обвиняемого по делу об инциденте в Челябинском танковом институте младшего сержанта Александра Сивякова
 
 
 
Челябинский военный гарнизонный суд на заседании в понедельник начал допрашивать обвиняемого по делу об инциденте в Челябинском танковом институте младшего сержанта Александра Сивякова
НТВ

Челябинский военный гарнизонный суд на заседании в понедельник начал допрашивать обвиняемого по делу об инциденте в Челябинском танковом институте младшего сержанта Александра Сивякова.

В начале допроса обвиняемый заявил суду, что не признает свою вину по всем вменяемым ему шести эпизодам насильственных действий в отношении военнослужащих младшего призыва. В том числе, он не признал вину по инциденту с Андреем Сычевым. Другие потерпевшие по этому делу - рядовые Александр Сатушкин и Александр Ахмедов - подтвердили показания Сивякова, что тот не применял к ним физического насилия, сообщает "Интерфакс".

Ахмедов, в частности, заявил, что "эпизода с ним вообще не было", а также что он не давал показаний о насилии к нему в прокуратуре, а подписал протокол, предложенный следователем.

Эпизод с Сатушкиным и потерпевший и обвиняемый трактовали как "дружеский совет лучше наводить порядок в казарме", а сильный удар в грудь Сатушкина со стороны Сивякова оба объяснили как "дружеский толчок".

Как заявил Сивяков, в новогоднюю ночь "он вместе со всеми военнослужащими лег спать в 3 часа ночи и еще около получаса не мог уснуть из-за разговоров в казарме", а проснулся "по команде "подъем" в 7 часов утра 1 января".

Сивяков также заявил суду, что на предварительном следствии на него постоянно оказывалось физическое и психологическое давление с тем, чтобы он признал свою причастность к эпизоду, следствием которого стали проблемы со здоровьем Сычева. В частности, обвиняемый сказал: "8 января меня в первый раз привезли на допрос в прокуратуру, где держали двое суток, периодически допрашивая, за это время меня ни разу не кормили". По его словам, "следователи говорили в повышенных тонах и оскорбляли".

Второй раз Сивякова вместе с еще одним военнослужащим доставили из расположения части в военную прокуратуру 18 января. "Здесь мне предъявили обвинение, что я держал Сычева на корточках в течение трех часов. Когда я возразил на это, меня несколько раз ударили по лицу и в живот", - рассказал Сивяков.

По его словам, была проведена проверка его показаний на детекторе лжи, однако до сих пор с протоколом этой проверки его не ознакомили.

Как утверждает обвиняемый, в течение января его постоянно убеждали следователи и назначенный ему дежурный адвокат в том, что будет лучше, если он признает вину. "Мне говорили, что мне все равно сидеть, но, если я признаюсь, буду сидеть года три, а так - лет восемь. Под этим давлением я оговорил себя, и 30 января подписал протокол с признательным показаниями", - сказал Сивяков.

Однако после заключения договора с новым адвокатом Сивяков отказался от данных ранее показаний и заявил о своей невиновности и непричастности к этому эпизоду.

Сивяков также пояснил суду, что в середине марта написал заявление в Главную военную прокуратуру о привлечении к уголовной ответственности работников прокуратуры, применявших к нему физическое насилие, однако ответа на эту жалобу не получил до сих пор. На запрос суда, почему подобные заявления не делались им раньше марта, Сивяков ответил: "Я боялся делать такие заявления".

Суд объявил перерыв до 10:00 вторника. На завтрашнем заседании планируется продолжить допрос обвиняемого. Кроме того, во вторник суд также рассмотрит ходатайство гособвинения об оглашении некоторых протоколов допроса Сивякова, в том числе протокола от 30 января, в котором он частично признал свою вину по эпизоду с Сычевым в новогоднюю ночь.

На предыдущем заседании в минувший вторник суд рассмотрел и оставил без удовлетворения ходатайство защиты обвиняемого об исключении из дела ряда доказательств, собранных, по их мнению, с нарушением уголовно-процессуального кодекса.

В частности, адвокаты Александра Сивякова настаивали на том, что с нарушением УПК были проведены следственные эксперименты по показаниям солдат об инциденте в новогоднюю ночь, в результате которого пострадал Андрей Сычев.

Также, по мнению защиты, многие военнослужащие давали на следствии показания под воздействием психологического и, в некоторых случаях, физического давления.

Между тем, суд не согласился с доводами защиты и оставил в деле все собранные следствием доказательства.

Рядовой Андрей Сычев лишился ног во время прохождения службы в Челябинском танковом училище. На скамье подсудимых - трое военнослужащих батальона обеспечения училища: младший сержант Александр Сивяков и двое рядовых - Павел Кузьменко и Геннадий Билимович. Сивяков находится под стражей, Кузьменко и Билимович - под наблюдением командования.

По данным следствия, инцидент с Сычевым произошел в ночь на 1 января 2006 года. Как отмечается в обвинительном заключении, полученные пострадавшим травмы привели к развитию ишемического венозного тромбоза, впоследствии осложнившегося гангреной стоп и голени.

В результате в январе Сычеву были ампутированы обе ноги. Главному обвиняемому на процессе младшему сержанту Александру Сивякову было предъявлено обвинение по ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия").