Всех санитаров больницы исправительной колонии номер 3 (ИК-3) во Владимирской области, которые участвовали в издевательствах над заключенными, по указанию регионального управления ФСИН переодели в больных, чтобы спрятать от прокурорской проверки. Об этом сообщает Daily Storm со ссылкой на замглавы правозащитной организации "Комитет за гражданские права" Андрея Маякова.
По его информации, завхоза больницы заменили, а прежнего перевели на работу мастером по ремонту. Такие меры региональное управление ФСИН приняло, чтобы избежать жалоб перед проверкой Генпрокуратуры, которая состоится в колонии 10 октября, утверждает Маяков. "Колонии [Владимирской области] всячески готовятся к проверке и делают все, чтобы жалоб не поступало", - рассказал правозащитник.
В начале октября сообщалось, что в ходе проверок в рамках проекта "Правозащитный мониторинг" в исправительных учреждениях Владимирской области были выявлены многочисленные нарушения: в большинстве колоний осужденные жалуются на избиения, вымогательства и психологическое давление. Пытками осужденных склоняют к сотрудничеству с администрацией и отказу от традиций криминального мира. Жалобы заключенных и родственников либо остаются без внимания, либо проверки не находят нарушений.
В августе заключенные ФКУ Т-2 "Владимирский централ" начали голодовку в знак протеста против избиений, пыток и доведения до самоубийства. Из справки по итогам мониторинга, которую приводит Daily Storm, следует, что осужденных, отказывающихся от прямого сотрудничества с администрацией, отправляют в ИК-3, где избивают. Для этапирования, по данным проверки, заключенным якобы фабрикуют подозрение на туберкулез - в ИК-3 находится туберкулезная больница.
В справке также говорится, что почти в каждой колонии заключенные жалуются на избиения, пытки и угрозы изнасилований. Есть у руководства пенитенциарных учреждений и свои "активисты" в так называемых пресс-хатах: они выполняют все приказы руководства по избиению, сексуальному насилию и давлению на заключенных, отказавшихся сотрудничать с администрацией. За жалобы адвокатам, родственникам или правозащитникам осужденных тоже подвергают пыткам, в том числе закрывают в ШИЗО.
Один из инцидентов, связанных с "пресс-хатами", обернулся убийством и возбуждением уголовных дел. 4 февраля 2017 года осужденный на пожизненное заключение убил другого заключенного в СИЗО-1 Владимирской области, нанеся ему множественные удары в область головы и шеи шариковой ручкой и лезвием одноразовой бритвы. После этого он задушил мужчину простынями.
Как выяснилось в ходе следствия, убийцей оказался член банды черных риелторов, которого поместили в "пресс-хату", связали и подвергли побоям и истязаниям. На следующий день пострадавший убил инициатора насилия. В результате в отношении шести сотрудников УФСИН и двух осужденных были возбуждены уголовные дела о превышении должностных полномочий (статья 286 УК РФ) и насильственных действиях сексуального характера, совершенных группой лиц (пункт "а" части 2 статьи 132 УК РФ).
Трудности в общении с сотрудниками ФСИН возникают не только у отбывающих срок, но и у их адвокатов. Правозащитники отмечают, что адвокатов не пускают к подзащитным в выходные дни, а общение проходит в присутствии работника тюрьмы, что является нарушением ч. 5 ст. 6 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".
Адвокат Ирина Панина сообщила правозащитникам, что по 14 ордерам она не смогла посетить никого из подзащитных. Электронная очередь для адвокатов, работающая в тюрьме, контролируется администрацией, что позволяет искусственно задерживать очередь и мешать защитникам контактировать с заключенными. Одним из способов психологического давления во "Владимирском централе" является включение громкой музыки. Уровень громкости не прописан ни в каких нормативных актах, поэтому руководство тюрьмы использует ее как средство для пыток.
Напомним, 6 октября несколько десятков заключенных ИК-6 в Омской области устроили драку и бунт, требуя смягчения режима. Более 20 заключенных получили телесные повреждения.
Руководство оперативного штаба ввело на территорию колонии сводный отряд, чтобы "изолировать отрицательно настроенных осужденных" и провести обыски для пресечения дальнейших беспорядков и предотвращения давления на других осужденных.
"Сидельцы начали бунтовать из-за того, что с ними плохо обращаются, избивают и унижают. Таким образом они хотят привлечь внимание властей. Хотят, чтоб началась жесткая проверка руководства колонии", - сообщал источник в МВД, добавив, что участники бунта угрожали вскрыть себе вены.
По данным телеграм-канала "ОмГорСовет", драку спровоцировали последователи тюремной субкультуры АУЕ, которые решили, что "активисты" живут слишком вольготно: отдыхают от работы, ведут разговоры по телефону и получают некоторые запрещенные вещи, которые проносят на территорию колонии.
В воскресенье, 7 октября, заключенные колонии объявили массовую голодовку. Через дыру в стене арестанты вывесили белую простынь с надписью "Спасите", сделанной кровью. В связи с произошедшим возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 321 УК РФ (дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества). По данным уполномоченного по правам человека в Омской области Ирины Касьяновой, организации беспорядков подозреваются 12 человек.