Девяносто лет назад, 15 апреля 1919 года, в РСФСР вышел декрет "О лагерях принудительных работ", который, по мнению руководителя правозащитного центра "Мемориал" Арсения Рогинского, положил начало созданию самой страшной в истории страны системы политических репрессий - лагерей ГУЛАГа, сообщает РИА "Новости".
По словам Рогинского, декреты 1919-1920 годов были лишь предвестниками создания ГУЛАГа как системы "массовой ссылки неугодных элементов". Однако именно в документах тех лет была сформулирована основная идея лагерного содержания - не карательная деятельность, а работа "по изоляции вредных, нежелательных элементов и приобщение их путем принуждения и перевоспитания к сознательному труду".
Правозащитник отмечает, что до нас дошло мало материалов тех лет, а те, что дошли, довольно пустые. "Тема эта практически не изученная, все понимают, что такое Соловки, ГУЛАГ 1930-х годов, но не 1919 года", - пояснил он.
По мнению Рогинского декрет появился именно тогда, поскольку в стране было огромное количество людей, которых "требовалось держать под замком". На территории молодого государства необходимо было содержать не только уголовных заключенных, но и пленных Первой мировой и Гражданской войны.
"Кроме того, тогда же стали появляться так называемые "заложники" - что ближе к понятию будущих политзаключенных. Это люди, которых по декрету о "красном терроре" захватывали в каждом городе и держали по каким-то поводам или расстреливали. Это были "новые враги" государства", - рассказал собеседник агентства.
Это, по его словам, привело к тому, что лагеря хоть и не были в начале 1920-х годов организованы в единую систему, но в разных видах уже существовали по всей стране.
На 2006 год количество живущих на территории РФ политзаключенных советской эпохи составляло порядка 800 тысяч человек. Но по закону жертвами политических репрессий признаются и дети, которые попадали вместе с ними в ссылки, и дети, которые вследствие политических репрессий в малолетнем возрасте остались без попечения родителей.
Руководитель "Мемориала" сообщил, что в настоящее время его организации приходится не только помогать жертвам репрессий добиться льгот в современном российском государстве, но и защищать их от "унизительных" законов.
Разработка в свое время закона о монетизации льгот потребовала поправок в другие законодательные акты. В результате из другого документа - закона "О реабилитации жертв политических репрессий" - исчезла фраза о признании государством морального ущерба, который оно нанесло политзаключенным, говорит Рогинский, отмечая, что для людей, прошедших ГУЛАГ, это является оскорблением.
Кроме того, уверен он, тот же закон о монетизации, который переложил выплату компенсаций жертвам политических репрессий с федерального бюджета на региональный уровень, априори ставит политзаключенных в неравные условия.
"Суммы, которые им выдают, принципиально разные, при том, что всех сажали по одной уголовной статье. Но выплаты теперь зависят от того, каков уровень региона", - сказал Рогинский.
По его словам, пока попытки добиться "передачи" всех жертв репрессий на федеральный уровень и возврата в закон нормы о признании государством морального ущерба, пока ни к чему не привели.