Телеканал Russia Today, самый главный российский проект по экспорту положительного имиджа страны, существует на бюджетные деньги с 2005 года, однако о его деятельности известно мало. В бюджете РФ на этот проект в 2007 году заложены около 90 миллионов долл
Основатели RT, в том числе Михаил Лесин, не раз открыто заявляли, что канал должен формировать позитивный имидж России за рубежом. Сейчас руководство телеканала позиционирует себя как новостной телеканал, "русский CNN", вещающий в 100 странах мира по-англ
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Телеканал Russia Today, самый главный российский проект по экспорту положительного имиджа страны, существует на бюджетные деньги с 2005 года, однако о его деятельности известно мало. В бюджете РФ на этот проект в 2007 году заложены около 90 миллионов долл
news.softodrom.ru
 
 
 
Основатели RT, в том числе Михаил Лесин, не раз открыто заявляли, что канал должен формировать позитивный имидж России за рубежом. Сейчас руководство телеканала позиционирует себя как новостной телеканал, "русский CNN", вещающий в 100 странах мира по-англ
novayagazeta.ru
 
 
 
Российские эксперты в целом поддержали идею канала Russia Today, правда, подчеркнули, что пока канал работает только для внутрироссийской аудитории. К такому мнению пришли прошедшего в начале июля в Москве круглого стола, посвященного перспективам развити
Архив NEWSru.com

Телеканал Russia Today, самый главный российский проект по экспорту положительного имиджа страны, существует на бюджетные деньги с 2005 года, однако о его деятельности известно мало. В бюджете РФ на этот проект в 2007 году заложены около 90 миллионов долларов. На что они пойдут, неясно: свои расходы телеканал не афиширует. Эксперты, тем временем, считают, что пока канал работает только для внутрироссийской аудитории - на Западе он неконкурентноспособен.

Основатели RT, в том числе Михаил Лесин, не раз открыто заявляли, что канал должен формировать позитивный имидж России за рубежом. Сейчас руководство телеканала позиционирует себя как новостной телеканал, "русский CNN", вещающий в 100 странах мира по-английски. 3 мая Russia Today вышел в эфир в Бельгии и Нидерландах, 4 мая стартовал арабоязычный аналог RT - "Русия аль-Яум".

На финансирование АНО "ТВ-Новости", куда входит англоязычный Russia Today, в 2007 году из бюджета выделено $90 млн (2,4 млрд рублей). Из них собственно RT получит, как и прежде, $30 млн. Остальные будут поделены между "Русия аль-Яум" и готовящимся к запуску испаноязычным проектом. Отметим, что всего на поддержку российских СМИ из бюджета было выделено в этом году 18,2 млрд рублей.

Обозреватель "Полит.ру" по этому поводу замечает: неужели все три канала производят настолько разный контент и совсем не меняются? Если это так, то это повод задуматься над эффективностью расходования средств. Если нет, то странно, что сумма на три канала появляется в результате простого умножения суммы, затраченной на первый, англоязычный, канал. Точные затраты на проект, созданный на бюджетные деньги, получить не удается.

В пресс-службе RT подчеркивают, что телеканал был создан как автономная некоммерческая организация (АНО "ТВ-Новости"), а значит по определению не может получать прибыль. Некоммерческая - это означает, что доходы не могут превышать расходы. Между тем агентство AFP тоже некоммерческая структура, перед руководством которой стоит условие, что доходы должны минимум на 50% окупать расходы.

До этого RT, судя по всему, очень далеко. Директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев в начале июля заявил, что прописанных в бюджете денег для RT хватает только на содержание самого телеканала. "Этих денег совершенно недостаточно, чтобы войти на мировой информационный рынок и составить конкуренцию хотя бы Al-Jazeera, - сказал изданию Газета GZT Агеев. - Я уж и не говорю о таких мировых информационных гигантах, как CNN и BВC. Можно влить в пиар миллиарды долларов и не получить результата, а можно грамотно вложить десятки миллионов рублей и получить невероятный эффект".

По неподтвержденным официально данным средняя зарплата на Russia Today составляет около трех тысяч долларов. При том, что некоторые купленные некоммерческим каналом звезды получают почти $20 000. В таком случае затраты на зарплату, очень приблизительно составляют 1,5 миллиона долларов в месяц (из расчета 500 сотрудников по 3 000 долларов). То есть около 18 миллионов в год. В то же время свои затраты телеканал не раскрывает, хотя он, в отличие от CNN, тратит государственные деньги.

В пресс-службе Russia Today обозревателю "Полит.ру" официально сообщили, что схема распределения бюджетных средств внутри телеканала - закрытая информация, которая никогда не распространялась среди СМИ. При этом зарплаты сотрудников - это только часть текущих расходов Russia Today. Основная часть денег, как и везде в мире, тратится (помимо зарплат) на распространение сигнала, перегон видеоматериалов и т.д., сообщили в RT.

По устоявшемуся мнению коллег на других каналах, новостные сюжеты RT состоят из стэнд-апов собственных корреспондентов и смонтированной "чужой картинки". Обмен "картинками" между телеканалами - нормальная и всеми приемлемая практика, пояснили в пресс-службе RT: "К нам регулярно обращаются как западные, так и российские коллеги с просьбой предоставить эксклюзивные видеоматериалы, интервью или просто выступить в качестве экспертов".

В этом направлении телеканал, согласно пояснению пресс-службы, активно сотрудничает с CNN, SkyNews, Al-Jazeera, среди агентств - Associated Press и Reuters. Доля картинки ВГТРК, Первого канала и НТВ в эфире Russia Today, по его собственным данным, составляет не более 1%.

Общепринятая практика обмена "картинками" на RT превратилась в игру "в одни ворота": Russia Today берет у всех, а у телеканала никто не берет, пишет "Полит.ру". В месяц у других российских каналов Russia Today берет до 300 материалов на безвозмездной основе. Так, в первые дни апрельского противостояния в Эстонии около 50% изображения, выходившего в эфир Russia Today, принадлежали Первому и ВГТРК.

У Russia Today потенциальная аудитория в США составляет 11 миллионов зрителей. При этом 9 из них - это социальная, благотворительная система вещания, которая работает со школами и некоторыми ВУЗами и специализируется на иностранных каналах, культурологической и благотворительной тематиках.

Для сравнения, русскоязычные "Первый канал. Всемирная сеть" и "РТР планета" видят десятки миллионов американцев. При этом сигнал первого канала доступен для просмотра через кабельные сети и спутниковое вещание по подписке, т.е. платно. В целом, эти каналы занимаются тем же самым - рассказывают о России и выполняют пропагандистские функции, но при этом на распространение этих каналов деньги государство не тратит.

В пресс-службе Russia Today подчеркивают, что их продукт - некоммерческий, нацеленный на местное англоязычное население США. Поэтому сравнивать с аудиторией "Первый канал. Всемирная сеть" и "РТР планета" некорректно. Между тем за информацию, которую предоставляют те каналы - американцы готовы платить, а за Russia Today не готовы. "Самый простой вывод - что они делают более конкурентный продукт. И государственных денег на это, опять же, не тратят", - заключает "Полит.ру".

Пока канал Russia Today работает только для внутрироссийской аудитории, заключили участники прошедшего в начале июля в Москве круглого стола, посвященного перспективам развития положительного образа России. В то же время эксперты в целом поддержали идею канала.

После трехчасовых споров члены Общественной палаты (ОП), ученые, представители прессы и общественности решили создать рабочую группу, которая будет разрабатывать основополагающие принципы позиционирования России в стране и мире и формирования ее положительного образа в стране и за рубежом. В рабочую группу должны войти члены ОП, представители разных ветвей власти, общественности, эксперты.

Стоит напомнить, согласно опубликованному 1 мая 2007 года докладу прaвозащитной организации Freedom House, российские СМИ относятся к несвободным. Как говорится в пресс-релизе по поводу публикации исследования, "агрессивные попытки российского правительства изолировать независимые медиа-голоса, перемежающиеся планами регулировать интернет", стоят в ряду наиболее тревожных тенденций 2006 года.

В общем рейтинге свободы СМИ Россия занимает 165-е место из возможных 195. В 2005 году исследователи поставили ее на 158-е место. Ухудшение показателей, в частности, объясняется законодательными ограничениями работы СМИ и отсутствием надлежащего расследования преступлений против журналистов, поясняется в докладе.

Администрация президента РФ Владимира Путина, напоминают авторы доклада, объявила о планах создать механизм контроля за интернетом. Таким образом, Россия может примкнуть к странам вроде Китая, Вьетнама и Ирана, где большое количество журналистов и так называемых кибер-диссидентов подвергается уголовному преследованию.

Россия также попала в группу стран, в которых положение СМИ за последние пять лет существенно ухудшилось. К таким государствам относятся Венесуэла, Таиланд, Эфиопия, Филиппины, Аргентина и Уганда. СМИ в 10 бывших республиках Советского Союза признаны Freedom House несвободными. Пресса Украины и Грузии, по мнению авторов исследования, является частично свободной.