С основными назначениями в Кремле и Белом доме схема власти в России окончательно сформировалась и убедила экспертов в том, что правительство Дмитрия Медведева оказалось не просто под влиянием президента Владимира Путина, но под двойным контролем. Центр принятия решений однозначно перемещен в Кремль, а вот кто будет за них отвечать - пока непонятно. При этом в созданной конструкции эксперты видят некую искусственность и не исключают, что этот "временный компромисс в отношениях Путина и Медведева" придется раньше времени менять. Тему широко освещает в среду российская пресса, обзор которой представляют "Заголовки".
Об удвоении президентского контроля над деятельностью правительства пишут "Независимая газета" и "Коммерсант". Эксперт Института современного развития Борис Макаренко рассуждает, что в Кремле, по сути, сложилось правительство дублеров и "никакого кадрового обновления на самом деле не произошло". "Природа власти не поменялась. А потому по ряду направлений можно ждать конфликтов. В системе госуправления возникнут разного рода бюрократические напряжения, что будет снижать эффективность власти", - заявил он "НГ".
- Сечин продолжит влиять на правительство, а вот его самого Путин вывел из-под контроля Медведева
По информации "Коммерсанта", основная роль по контролю над партиями (в том числе "Единой Россией", которую Медведев возглавил и получил партбилет) и ходом выборов остается за ключевым в Администрации Президента Управлением внутренней политики. "Такое понимание есть и у руководителей страны, и в правительстве", - пояснил газете источник в Кремле.
Глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко полагает: "Стратегия будет вырабатываться в администрации, а в правительстве - реализовываться через помощников президента, курирующих министерства". Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин также считает, что экс-министры "будут оказывать политическое влияние" на своих преемников, а последние в свою очередь "будут иметь прямой выход на главу государства".
Таким образом, отмечает Макаркин, Путину удалось установить двойной контроль над правительством: с одной стороны, "через своих прямых ставленников" (министров иностранных дел, обороны, финансов), с другой - опосредованно, через экс-министров, ушедших в администрацию, но сохраняющих влияние в своих ведомствах.
Издание отмечает, что Путин создал структуру, в которой с аппаратной точки зрения нет ни одного превалирующего центра влияния. "Если абстрагироваться от этой идиллии, то система получается довольно сложная. Непонятно, как будут приниматься решения, и кто будет за них отвечать - отставные министры или их преемники", - объясняет Макаркин.
"Ведомости", подчеркивая, что влияние администрации на правительство значительно усилится, добавляют: Путину важно, чтобы новый премьер не допускал резких движений. С учетом того, как сформировано правительство, именно экс-министры, а теперь помощники президента будут заниматься реальной серьезной работой, высказал мнение в газете доцент кафедры госуправления Павел Кудюкин: эти посты - не утешительный приз для отставников, а в чем-то повышение.
Корпус отраслевых помощников усилит влияние администрации на работу правительства, это потенциальные новые центры влияния, согласен координатор "Народного клуба" Дмитрий Орлов. Однако это не означает директивного ручного управления министерствами, это контрпродуктивно, полагает он, их роль - стабилизировать систему, не допускать резких движений.
Для сложной и неповоротливой системы эксперты предсказывают два сценария
Одновременно эксперты отмечают сложность и неповоротливость созданной схемы и говорят, что изменения в ней могут произойти раньше, чем того ожидают. По ощущениям главы фонда "Эффективная политика" Глеба Павловского, слабой стороной этого "тандема Администрации Президента и правительства" является администрация, "которая поставлена выше своего более сильного партнера", сказал он "Независимой газете".
Временного характера такой структуры не исключает и вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский, считающий, что во власти "случился, в сущности, обмен сотрудниками между правительством и Администрацией Президента". Но, предупреждает эксперт, могут возникнуть сложности во взаимодействии этих двух структур: "Поскольку их совокупный аппаратный вес обещает быть очень серьезным, фактическая конкуренция между ними вырастет".
Туровский предполагает, что события могут развиваться по двум сценариям. Согласно первому, в случае усугубления конфликтов эти структуры могут превратиться в два противостоящих друг другу лагеря. А по второму, на взгляд эксперта, нынешняя кремлевская администрация может восприниматься как потенциальный будущий кабинет министров - на случай провала медведевского правительства. "Если такой вариант реализуется, то нас может ожидать очередное, уже обратное, перетекание этих людей в правительство. И так до бесконечности", - заключил он.
Сечин продолжит влиять на правительство, а вот его самого Путин вывел из-под контроля Медведева
Отдельное внимание газеты уделяют назначению одного из самых влиятельных членов бывшего правительства Путина и его ближайшего соратника Игоря Сечина. Напомним, он покинул ряды чиновников, чтобы возглавить "Роснефть", которую курировал с 2006 года.
При этом Сечин продолжит влиять на работу правительства как "формально - в качестве главы крупнейшей государственной нефтяной компании", так и "неформально - через личный выход на президента, который у него никто не отбирал", пишет "Коммерсант".
В отдельной статье на эту тему издание отмечает, что Сечин во главе "Роснефти" по формальным признакам должен был подчиняться своему преемнику на посту вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу Аркадию Дворковичу, а также в определенной степени - новому главе Минэнерго Александру Новаку. Однако Путин оперативно принял меры, чтобы прикрыть своего давнего соратника от влияния правительства Медведева, с которым у Сечина непростые отношения.
Как сообщил во вторник пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, днем ранее был подписан указ о включении "Роснефти" в список стратегических компаний. Фактически это означает, что ряд важных решений, которые необходимо утверждать на совете директоров, должны согласовываться с Администрацией Президента. "Это сделано, чтобы максимально снизить контроль правительства над "Роснефтью", - пояснил один из собеседников "Коммерсанта".
Газета также отмечает, что Сечин хорошо подготовил площадку для своего "триумфального" возвращения: поглотив активы ЮКОСа, "Роснефть" стала крупнейшей нефтекомпанией в стране, а весной открыла себе широкую дорогу на мировой рынок в качестве партнера ExxonMobil, Statoil и ENI. Впрочем, были и явные неудачи, сопровождавшиеся громкими скандалами, например срыв создания стратегического альянса с ВР и удорожание контракта на поставки нефти в Китай.