В Свердловсклй области суд присяжных вторично вынес оправдательный приговор боксеру, который одним ударом убил незнакомого мужчину на улице. Участники процесса просто "не увидели" на видеозаписи момента убийства, хотя последние мгновения жизни потерпевшего Андрея Михайлеца были запечатлены в деталях.
Родители Андрея Дмитрий и Светлана Михайлец родом из Буланаша. Когда сыну исполнилось 14 лет, семья переехала в Екатеринбург, но на малую родину они приезжали часто. В последних числах июня 2018 года бабушка Андрея попросила внука помочь с ремонтом крыши. Андрей уехал в Буланаш, где также встретился с одноклассником, Андреем Федоровым, и тот пожаловался на "бандитский разгул" в поселке, пишет "Новая газета".
У отца Федорова намечался разговор с местным жителем Мифтахитдиновым, которого он подозревал в скупке краденого, в том числе - колес его машины, которые сняли неизвестные. Предполагаемый скупщик пришел на встречу возле Дома детского творчества в сопровождении "группы поддержки". В нее входили так называемые "боксеры". Они состояли в секции рукопашного боя спортивно-патриотического клуба "Морпех". В поселке "боксеров" считают "крышей" Мифтахитдинова.
На встрече Мифтахитдинов наотрез отказался отдавать краденое имущество. "Хоть убей - не отдам", - кричал он в лицо Федорову. Тогда тот достал из машины ружье и начал пугать предполагаемого скупщика, стреляя в воздух. Боксеры дождались, когда Федоров-старший передал сыну оружие, и тот понес его в свою машину, после чего бросились на оппонентов. Один из подручных Мифтахитдинова, Евгений Верещагин, подошел вплотную к находившемуся рядом с Федоровыми Андрею Михайлецу и неожиданно нанес ему сокрушительный удар в лицо, от которого потерпевший упал навзничь.
Момент расправы зафиксировала видеокамера наружного наблюдения, установленная на Доме творчества. Федоровы увезли Михайлеца, находившегося в состоянии клинической смерти, в больницу, но спасти его не удалось. "Судмедэкспертиза показала, что сын умер еще в момент удара", - говорит Светлана Михайлец.
Убийство было совершено 30 июня 2018 года, а уже на следующий день в России вступили в силу изменения в законе: районные суды получили возможность рассматривать дела коллегией присяжных из шести человек. Среди разрешенных к рассмотрению - дела о тяжких преступлениях, например, по ч. 4 ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего).
Важно и то, что коллегию присяжных формируют из числа местных жителей. В первом судебном процессе из шести присяжных четверо были жителями Буланаша, а некоторые даже учились с обвиняемым Верещагиным в одной школе. Поселок небольшой, всего 12,5 тысячи человек, здесь все знакомы друг с другом, отмечает газета.
В ходе первого судебного процесса свидетелям обвинения и потерпевшим запретили давать какие-либо оценки преступлению, говорить о своем горе. Вопрос о том, откуда взялась "бригада спортсменов", защищавшая Мифтахитдинова, также не поднимался.
Просмотрев видео и ознакомившись с результатами судебно-медицинской экспертизы, присяжные заседатели даже не признали самого факта нанесения Андрею смертельной травмы. На основании этого "отсутствия события преступления" Верещагина и оправдали.
"Это нонсенс, так как в суде была представлена видеозапись, и сам подсудимый признал, что ударил человека. При этом допрашивали эксперта, который подтвердил, что смерть наступила именно в результате нанесения удара", - говорит Марина Канатова, старший помощник прокурора Свердловской области.
Выслушав оправдательный приговор, Верещагин, как рассказывали очевидцы, рассмеялся в лицо родителям Михайлеца и даже захлопал в ладоши.
Позже прокуратура и адвокат потерпевших подали апелляцию в Свердловский областной суд. Приговор отменили, а дело отправили на новое рассмотрение - в тот же суд. И снова коллегией присяжных.
Адвокат потерпевших Евгения Кротова настаивала на переводе процесса в другой федеральный суд области "из-за тенденциозности, пристрастности или необъективности", чтобы у подсудимого и его окружения не было шансов повлиять на мнение присяжных вне стен судебного заседания. Но ей отказали. В итоге второй процесс тоже завершился оправданием подсудимого.
Поведение присяжных объясняется не только страхом перед бандой "боксеров". Семья погибшего не исключает, что заседателей подкупили. После первого вердикта, выезжая из Буланаша в Екатеринбург, Дмитрий и Светлана Михайлец увидели странную картину: на краю трассы остановились две машины. Не скрываясь, один присяжный передавал белый конверт другому присяжному. Этот момент попал на запись видеорегистратора в автомобиле потерпевших. Дмитрий сразу же затормозил и выскочил из машины. Увидев его, присяжные бросились прочь. По факту случившегося Дмитрий Михайлец обратился в правоохранительные органы.