Таисия Осипова, Смоленск, август 2012 года
© РИА Новости / Олег Минеев
Таисия Осипова, Смоленск, август 2012 года
 
 
 
Таисия Осипова, Смоленск, август 2012 года
© РИА Новости / Олег Минеев

Суд Вышнего Волочка удовлетворил ходатайство об условно-досрочном освобождении (УДО) активистки незарегистрированной партии "Другая Россия" Таисии Осиповой, осужденной в 2012 году на восемь лет колонии по обвинению в покушении на сбыт наркотиков и приготовление к сбыту в особо крупном размере, которое, по мнению правозащитников, было сфабрикованным. Об этом сообщает издание "Грани.ру" со ссылкой на адвоката Светлану Сидоркину.

Решение Вышневолоцкого городского суда Тверской области было принято 17 февраля, прокуратура не стала его обжаловать, пояснила Сидоркина РБК. Во вторник, 28 февраля, Осипова покинула исправительную колонию N5 в Вышнем Волочке, где она отбывала наказание. Ее встретили товарищи по партии.

"Исполнительный руководитель" незарегистрированной партии Александр Аверин сообщил в своем Twitter и подтвердил "Медиазоне", что машину с активистами "Другой России", встретившими Осипову у колонии, остановила полиция.

Дело Таисии Осиповой

Член "Другой России" и супруга члена исполкома этой партии Таисия Осипова была арестована 25 ноября 2010 года в Смоленске по обвинению в торговле наркотиками. По данным следствия, на протяжении нескольких месяцев оппозиционерка занималась незаконным сбытом наркотических средств в особо крупном размере. В ходе двухчасового обыска в доме Осиповой полицейские "обнаружили" пять свертков с героином.

В конце декабря 2011 года ее приговорили к 10 годам лишения свободы. Приговор вынес судья Заднепровского райсуда Смоленска Евгений Дворянчиков.

Сама Осипова утверждала, что наркотики ей подбросили. Это подтвердил свидетель Антон Мандрик, присутствовавший при обыске, на повторном разбирательстве по делу Осиповой в августе 2012 года. Хотя Мандрик успешно прошел проверку на полиграфе, в МВД уверяли, что этот свидетель - лжец и наркоман.

Уголовное преследование Осипова и представители "Другой России" связывали с давлением на ее супруга, одного из лидеров партии Сергея Фомченкова. После вмешательства Дмитрия Медведева было назначено повторное судебное заседание, оно прошло в Смоленске 28 августа. Осипову приговорили к восьми годам колонии, хотя прокуратура просила для нее четыре года.

В поддержку Осиповой прошли пикеты в Москве и Петербурге, участники акции настаивали, что обвинение против нее сфабриковано, а в Израиле художник Игорь Черченко приковал себя наручниками к российскому посольству, протестуя против приговора.

Несмотря на слова тогдашнего президента Дмитрия Медведева, который публично назвал приговор Осиповой слишком суровым, и просьбу прокуратуры, которая добивалась смягчения наказания, после жалобы защиты и кассационного представления прокуратуры 7 ноября 2012 года Смоленский областной суд оставил восьмилетний приговор в силе. 28 февраля 2013 года тот же суд отклонил надзорную жалобу на приговор, поданную Сидоркиной.

В феврале 2013 года Осипову этапировали в больницу регионального УФСИН в Торжке в связи с сахарным диабетом, однако в середине апреля, фактически не проведя никакого лечения, вернули в колонию.

В августе того же года ЕСПЧ согласился на предложение России, обязавшейся выплатить Осиповой 4600 евро за бесчеловечные условия содержания в СИЗО-1 Смоленска в ноябре 2010-го - августе 2011 года. Государство признало, что нарушило в отношении осужденной статью 3 Европейской конвенции, запрещающую пытки и иное унижение человеческого достоинства.

7 мая 2013 года адвокат Ирина Хрунова подала на приговор жалобу в Европейский суд по правам человека, в сентябре того же года ЕСПЧ зарегистрировал жалобу. Осипова настаивала, что Россия нарушила в ее отношении две статьи Европейской конвенции - 6-ю (право на справедливое судебное разбирательство) и 18-ю (пределы использования ограничений в отношении прав).

В 2015 году Элла Памфилова, которая в то время занимала пост уполномоченного по правам человека, попросила Верховный суд пересмотреть приговор Осиповой. В августе того же года Осипова вошла в список 22 "политзаключенных", которых эксперты проекта "Помощь Ходорковского и Навального" выделили для оказания финансовой помощи.