Западно-Сибирская транспортная прокуратура не нашла подтверждения доводов коллективного обращения сибирских вертолетчиков на имя президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина, пытающихся оспорить выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах катастрофы Ми-171 в Республике Алтай 9 января 2009, в которой погибли семь человек, включая полпреда главы государства.
"Обращение направили 4 пилота из разных авиапредприятий и несколько иных заинтересованных лиц, связанных с авиацией", - сообщила в среду "Интерфаксу" старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора Наталья Криницкая.
По ее словам, авторы указывали на то, что основной причиной крушения вертолета послужили выстрелы из охотничьего огнестрельного оружия лицами, находившимися внутри салона вертолета, вследствие чего произошло разрушение несущего винта вертолета и машина рухнула на землю.
- Суд по делу о браконьерской VIP-охоте снова отложили
Криницкая пояснила, что следователями Западно-Сибирского СУ на транспорте СКР в ходе предварительного расследования по уголовному делу, возбужденному по факту крушения вертолета, проверялась указанная версия, были проведены соответствующие следственных действий, в том числе – с участием специалистов.
"По результатам проверки доводы обращения своего подтверждения не нашли, уголовное дело возвращено в Западно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета РФ", - сообщила помощник прокурора.
Вертолетчики вычислили: пассажир из мощного оружия отстрелил лопасть
Как сообщалось, в открытом письме, направленном президенту и премьеру в сентябре, летчики и бортмеханики заявили, что воздушное судно с рядом высокопоставленных чиновников-охотников на борту рухнуло не из-за ошибки пилотов, как это пытается представить МАК.
В письме вертолетчиков, которые провели собственный анализ ЧП, утверждается, что причиной катастрофы стали "случайные выстрелы внутри салона вертолета из неустановленного оружия большой мощности", приведшие к "отстрелу" лопасти несущего винта. Об этом якобы свидетельствуют не отраженные в отчете МАК выходные пулевые отверстия в верхней части фюзеляжа и на капоте двигателя.
"Этим оружием вряд ли могло быть охотничье ружье", - подчеркнул один из авторов письма - бывший командир ныне расформированного новосибирского авиаотряда, заслуженный пилот СССР Игорь Цыбасов, имеющий удостоверение о прохождении курсов по расследованию авиапроисшествий.
По словам вертолетчиков, они хотят восстановить доброе имя погибших пилотов Алексея Баяндина и Владимира Пидопригоры. Авторы документа считают, что МАК и следствие "имели целью оправдать высокопоставленных чиновников" - организаторов охоты на животных, занесенных в Красную книгу.
Цыбасов заявлял также, что "выводы о невиновности экипажа подтверждаются и другими указанными в письме фактами, которые не были приняты во внимание ни комиссией МАК, ни следствием". Авторы письма считают, что "работа комиссии носит преступный характер и проведена для того, чтобы скрыть истинную причину падения вертолета и вывести из-под обвинения высокопоставленных чиновников, участвовавших в охоте и авиационном происшествии".
Ранее версия о том, что вертолет мог разбиться из-за случайного выстрела, была высказана в публикациях в алтайской газете "Листок" и на одном из алтайских интернет-сайтов со ссылкой на известного алтайского общественника Акая Кыныева.
Тот, ссылаясь на одного из членов комиссии, расследовавшей инцидент, утверждал, что "вертолет стал падать после выстрела, прозвучавшего в салоне (вертолета)". Общественник утверждает, что из карабина было произведено несколько выстрелов, один из которых якобы попал в пилота.
В катастрофе вертолета Ми-171 томского филиала авиакомпании "Газпромавиа" погибли семь человек, в том числе полпред президента РФ в Госдуме Александр Косопкин. Как установило следствие, VIP-пассажиры занимались незаконной охотой на горных баранов - архаров. Согласно выводам МАК, катастрофа произошла в результате столкновения рулевого винта со склоном горы из-за недопустимо низкого маневрирования.
Привели к авиапроисшествию, по этой версии, нарушения правил безопасности и эксплуатации воздушного судна, допущенные погибшим командиром Алексеем Баяндиным. При этом место второго пилота в момент крушения занимал не Максим Колбин (он находился в салоне), а Владимир Подопригора - командир вертолета Ми-8 горноалтайской авиабазы "Авиалесоохрана".
В августе 2009 года уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ст. 263 УК РФ) было прекращено "в связи с гибелью лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности".
Суд по делу о браконьерской VIP-охоте снова отложили
Тем временем новое рассмотрение уголовного дела об охоте на "краснокнижных" архаров в горах Алтая зимой 2009 года, которая закончилась авиакатастрофой, вновь отложено - теперь на 16 декабря. Такое решение принято в связи с болезнью обвиняемого Николая Капранова и адвоката другого фигуранта, вице-премьера правительства Республики Алтай Анатолия Банных, сообщил в среду пресс-секретарь Кош-Агачского районного суда республики Ахмат Савинков.
Ходатайства о переносе заседания от Банных и Капранова поступили в суд накануне по электронной почте. Председательствующий на процессе судья Виктор Алеховиков удовлетворил их и перенес рассмотрение дела, передает ИТАР-ТАСС.
Ранее процесс, который должен был начаться еще 15 сентября, переносили на 30 ноября из-за болезни самого Банных, который тогда лечился в московской больнице.
Изначально Кош-Агачский районный суд 23 мая вынес оправдательный приговор по делу о браконьерской охоте с вертолета. Однако 11 августа Верховный суд республики Алтай этот приговор отменил, и дело было направлено на новое рассмотрение в тот же самый Кош-Агачский райсуд.
Обвиняемыми по делу являются выжившие в крушении трое пассажиров - Банных, гендиректор компании "Инеко" Борис Белинский и замдиректора Института экономики и законодательства Москвы Николай Капранов.
В этой катастрофе выжил также второй пилот вертолета Максим Колбин, но его ни в чем не обвиняют.