Рейтинг социально-экономической и политической напряженности в регионах России показывает, что в желтой (средней) зоне риска за первое полугодие 2017 года попали 13 российских регионов
Города и Страны
Рейтинг социально-экономической и политической напряженности в регионах России показывает, что в желтой (средней) зоне риска за первое полугодие 2017 года попали 13 российских регионов Риски кризисных сценариев в регионах рассчитываются на основе параметров по социально-экономическому, политическому направлениям и фактору гражданской активности
 
 
 
Рейтинг социально-экономической и политической напряженности в регионах России показывает, что в желтой (средней) зоне риска за первое полугодие 2017 года попали 13 российских регионов
Города и Страны
 
 
 
Риски кризисных сценариев в регионах рассчитываются на основе параметров по социально-экономическому, политическому направлениям и фактору гражданской активности
Global Look Press

Рейтинг социально-экономической и политической напряженности в регионах России показывает, что в желтую (среднюю) зону риска за первое полугодие 2017 года попали 13 российских регионов. Это следует из доклада Комитета гражданских инициатив Алексея Кудрина, представленного во вторник, 31 октября, и опубликованного на сайте комитета. Авторами рейтинга являются эксперты КГИ Николай Петров, Александр Кынев и Алексей Титков.

Риски кризисных сценариев в регионах рассчитываются на основе параметров по социально-экономическому, политическому направлениям и фактору гражданской активности.

В числе регионов, где риски определяются сочетанием факторов политики и низовой активности граждан, названы Дагестан, Чувашия, Алтайский край, Кемеровская, Кировская, Курганская, Омская, Ростовская, Самарская, Тверская и Челябинская области, а также Москва. Из-за проблем в экономике и политике в среднюю зону риска попала Республика Коми.

Главным обстоятельством, определившим изменение списка регионов повышенного риска в первом полугодии, эксперты назвали снижение темпов экономического спада. "Экономическая часть рейтинга чувствительна к изменениям такого рода. Как следствие, экономическая составляющая, которая в 2015-2016 годах в наших оценках традиционно была главным фактором риска, сейчас, наоборот, сглаживает общую ситуацию и уменьшает количество регионов риска", - говорится в докладе.

На фоне относительной экономической стабилизации более заметными становятся две другие составляющие риска. "Это политика, в которой продолжается ползучее ухудшение политических институтов и уменьшение публичной конкуренции, и протестная активность, которая, наоборот, постепенно увеличивается за счет местных проблем, далеких от большой политической повестки, но критически важных для повседневной жизни граждан: социальные услуги, жилье, транспорт, занятость и другие", - отмечают эксперты фонда Кудрина.

Наиболее велики риски сочетания политического и экономического недовольства с неспособностью власти на них реагировать в крупных городах с их более сложно устроенными и внутренне конкурентными элитами.

Среди регионов - лидеров по конфликтам элит по состоянию на 1 июня этого года в КГИ упоминают Москву, Санкт-Петербург, Дагестан, Якутию, Иркутскую, Свердловскую, Самарскую области.

Эксперты отметили рост протестной активности и определили наиболее протестные регионы

Протестная активность в регионах заметно выросла в первом полугодии 2017 года по сравнению с предыдущим вторым полугодием 2016 года: 907 баллов вместо 733 баллов по установленной в мониторинге шкале (шкала оценивает в баллах от 0 до 3 протестную активность в каждом регионе по каждому из 10 тематических направлений, затем все оценки суммируются).

Прирост достигнут прежде всего за счет протестных акций по двум тематическим направлениям: акции, посвященные проблеме коррупции и работе правоохранительных органов (с 40 до 188 баллов), и акции по проблемам жилья и коммунальных услуг (с 40 до 88 баллов), говорится в докладе.

По большинству тем политического характера (выборы и местное самоуправление, гуманитарные проблемы, внешняя политика) публичная активность в регионах сокращалась, одновременно возрастала активность, связанная с рядом ключевых тем социального характера (жилищные проблемы, проблемы городской среды и транспорта, малых предпринимателей, межэтнических отношений).

Тенденция к снижению доли политических протестных акций и увеличению роли социальных характерна для большинства периодов мониторинга с 2014 года. Волна антикоррупционных акций в первом полугодии 2017 года заслуживает внимания среди прочего как событие, которое сумело переломить эту тенденцию, отмечается в докладе.

В региональном разрезе повышенный уровень протестной активности отмечается, как и в прошлом полугодии, в сибирских и дальневосточных регионах, к которым добавились регионы Северо-Запада Европейской части России.

В числе регионов повышенной напряженности - Москва, Ростовская, Самарская, Челябинская области в европейской части страны, Алтайский край, Кемеровская и Омская области за Уралом. Кроме того, протестная активность отмечена на таких небольших и "тихих" территориях, как Чувашия, Кировская и Курганская области.

В докладе названы "административно неустойчивые" регионы

Эксперты отметили ухудшение административной устойчивости в Адыгее, где произошла "цепная" смена руководства регионального парламента и правительства, а затем и главы региона, а также в Кабардино-Балкарии из-за замены первых вице-премьеров правительства республики и Марий Эл из-за "цепной" смены руководства региона.

Кроме того, административная устойчивость ухудшилась в Татарстане (смена премьер-министра и первого вице-премьера); Удмуртии (перестановки после смены главы региона); Чувашии (смена спикера парламента; двойная смена руководства города Чебоксары); Якутии (смена главы правительства); Краснодарском крае (смена мэра Краснодара, арест вице-губернатора Юрия Гриценко); Пермском крае (перестановки после смены главы региона); Астраханской области (смена главы правительства и спикера облдумы); Калужской области (двукратная смена спикера Заксобрания, отставка первого заместителя губернатора); Новгородской области (перестановки после смены главы региона), говорится в докладе.

Крайне административно нестабильной остается Ингушетия с непрекращающейся кадровой чехардой в правительстве региона. Сохранялась кадровая нестабильность в Забайкальском, Камчатском, Приморском крае, а также в Калининградской, Кемеровской, Кировской Мурманской, Саратовской, Ярославской областях, Ненецком АО. "Продолжаются перемещения чиновников с одной должности на другую в администрации Ульяновской области, реорганизация и кадровые пертурбации в системе местного самоуправления Московской области", - отмечают эксперты.

К числу административно проблемных отнесен Севастополь, где перманентные замены в администрации Сергея Меняйло сменились формированием новой администрации Дмитрия Овсянникова.

Фонд Кудрина занимается не только анализом, но и подготовкой для президента России Владимира Путина реформы, которая позволит росту экономики ускориться до 4%. В сентябре экс-министр финансов раскрыл часть стратегии, подготовленной его фондом. Стратегия предлагает заняться образованием и здоровьем, а также сократить расходы на оборону и безопасность.