Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес "исключил" из Европы Калининград, а также Латвию и Литву
Global Look Press
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес "исключил" из Европы Калининград, а также Латвию и Литву Эстония была единственной страной, в которой не было власти посткоммунистов - отчасти поэтому только про нее из бывших советских республик можно сказать, что она вошла в западное культурное пространство
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес "исключил" из Европы Калининград, а также Латвию и Литву
Global Look Press
 
 
 
Эстония была единственной страной, в которой не было власти посткоммунистов - отчасти поэтому только про нее из бывших советских республик можно сказать, что она вошла в западное культурное пространство
Global Look Press
 
 
 
На реплику журналиста о том, что считать сегодня Калининград Европой просто смешно, президент Эстонии ответил: "Вот и я о том же"
НТВ

Президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес "исключил" из Европы Калининград, а также Латвию и Литву. Среди стран Балтии Эстония была единственной страной, в которой не было власти посткоммунистов - отчасти поэтому только про нее из бывших советских республик можно сказать, что она вошла в западное культурное пространство.

Своими размышлениями о том, какие страны можно считать истинно европейскими, Ильвес поделился в интервью эстонской газете KesKus. Опубликовано оно на официальном сайте президента - правда, только на эстонском языке. На другие языки портала, русский и английский, оно не переведено.

"Европа - это не географическое понятие", - заявил эстонский лидер. При этом каждое посткоммунистическое государство Восточной Европы утверждает, что всегда было частью Европы. "Ну нет же. Никто не принадлежал Европе всегда", - рассуждает он.

"В школе и университете я много читал. В основном это была литература западной культуры: Платон, Аристотель, греческая драма, из римской литературы - Цицерон, Марк Аврелий, а позже из католичества - Августин. Большое влияние на меня оказали британские, шотландские и французские просветители", - поделился Ильвес, чьи слова приводит Newsbalt.

По его словам, чтение и перечитывание дало ему понять дало ему понять, какая страна к чему принадлежит, и почему Эстонию, в отличие от других, влилась в европейскую культуру. "Кенигсберг был центром Европы, когда Кант жил там", - сказал президент.

На реплику журналиста о том, что считать сегодня Калининград Европой просто смешно, президент Эстонии ответил: "Вот и я о том же", передает Delfi.ee.

Сравнивая свою страну с другими посткоммунистическими государствами, Ильвес заявил: "У Эстонии изо всех этих государств дела шли лучше всех, так как она восстановила духовную, юридическую и материальную непрерывность своего довоенного независимого государства, Эстония была единственным государством, которая не дала власти посткоммунистам, неокоммунистам, когда вновь стала свободной", - цитирует "Интерфакс".

Что касается ксенофобии, то, по мнению президента, эстонцы вполне лояльны к другим нациям, так как "чувствительны к тому, что о них думают". Он вспомнил, что в Эстонии есть несколько негативных инцидентов, связанных с ксенофобией, но отметил, что проблема не настолько глобальна, как в других государствах. "Например, в России?" - спросил журналист. "Ну, также и во вполне разумных государствах", - ответил Ильвес.

СМИ: Калининградская область обделена и Европой, и Россией

Между тем европейские обозреватели считают, что Калининград и область не принадлежат по сути никому - ни Европе, ни России. Жители этого региона чувствуют себя "обойденными вниманием со стороны Москвы и дискриминированными Евросоюзом", пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung.

В российском эксклаве наблюдается тяжелая экономическая ситуация, больше похожая на упадок. Обещанный Медведевым и Путиным "дивный новый мир" здесь еще не водворился, констатирует немецкий журналист. Причем Путин "внес свой вклад" в экономическую депрессию Калининграда тем, что три года назад резко повысил пошлины на иномарки.

В результате сгубленной оказалась "целая отрасль", занимавшаяся перепродажей подержанных автомобилей в другие российские регионы, пострадали около 20 тысяч человек.

Некоторые калининградцы видят выход из тяжелого экономического положения в облегчении визового режима, но Москва не спешит идти им навстречу. К примеру, беспартийный депутат Калининградской областной думы Соломон Гинзбург, которого издание называет "оптимистом и патриотом своей малой родины", предлагает присвоить области особый статус (то есть, вывести из Северо-Западного федерального округа и подчинить напрямую Кремлю) и открыть границы с Польшей и Литвой.

После возведения соответствующей инфраструктуры туда начинают стекаться туристы со всей Европы, а после встречного жеста со стороны ЕС у эксклава есть шанс превратиться в рай для зарубежных предпринимателей и стать объектом их инвестиций, убежден Гинзбург.

Однако в Москве опасаются сепаратистских тенденций. В июне Путин лично вмешался и заблокировал возможность облегченного режима въезда в Польшу жителям Калининградской области на том основании, что подобное решение ослабило бы позиции России в переговорах об отмене визового режима с ЕС в целом.

"Мы заложники москвичей и Евросоюза", - говорят жители региона. А газета заключает: "Путина обуревает недоверие, потому что он боится даже немного выпустить подчиненных из-под контроля. А еще он обманщик, потому что обещал решить визовый вопрос. Когда-нибудь ему выставят счет".