Выходец из России Андрей Гейм, не единственный обладатель сразу двух премий, сообщили во вторник учредители "антинобелевской" награды
Reuters
Выходец из России Андрей Гейм, не единственный обладатель сразу двух премий, сообщили во вторник учредители "антинобелевской" награды Лауреатом обеих премий также является ученый Барт Кнолз. Он стал лауреатом Нобелевской премии мира 2005 года, когда она была присуждена коллективу МАГАТЭ, в котором он работал
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Выходец из России Андрей Гейм, не единственный обладатель сразу двух премий, сообщили во вторник учредители "антинобелевской" награды
Reuters
 
 
 
Лауреатом обеих премий также является ученый Барт Кнолз. Он стал лауреатом Нобелевской премии мира 2005 года, когда она была присуждена коллективу МАГАТЭ, в котором он работал
Reuters
 
 
 
Во вторник Нобелевский комитет объявил лауреатами Нобелевской премии по физике 2010 года двух ученых-выходцев из России - А. Гейма и К. Новоселова
Reuters

Выходец из России Андрей Гейм, которому была присуждена Нобелевская премия по физике за открытие графена, а 10 лет назад - Шнобелевская за использование магнитов для левитации лягушек, не единственный обладатель сразу двух премий. Ранее лауреатом самой престижной и самой смешной премий стал ученый Барт Кнолз, изучавший привлекательность запаха ног для комаров, сообщили учредители "антинобелевской" награды.

Кнолз стал лауреатом Нобелевской премии мира 2005 года, когда она была присуждена коллективу МАГАТЭ. Годом позже Кнолз получил Шнобелевскую премию по энтомологии в личном зачете. Жюри нашло его вне конкуренции с научной работой о том, что самок малярийного комара в равной степени привлекает запах сыра и несвежих ног.

- Инопресса: путь "графеновых парней" к Нобелевской премии начался с кусочка скотча

Напомним, во вторник Нобелевский комитет объявил лауреатами Нобелевской премии по физике 2010 года двух ученых-выходцев из России - 52-летнего Андрея Гейма (гражданин Нидерландов) и 36-летнего Константина Новоселова (гражданин РФ и Великобритании). Первоначально сообщалось, что Гейм стал первым "шнобелевским" лауреатом, который завоевал еще и главную научную награду мира.

"О летающих лягушках и левитронах"

Шнобелевская премия, также известная как Антинобелевская или Игнобелевская, присуждается раз в год за научные достижения, "которые сначала вызывают смех, а затем заставляют задуматься", напоминает РИА "Новости". Физик Гейм в 2000 году не нашел ничего зазорного в том, чтобы приехать из Великобритании в Гарвард за своим призом и вместе посмеяться в кругу ученого сообщества, которое наградило его за статью о летающих лягушках.

Опыт с "левитирующей лягушкой" Гейм поставил вместе с британцем Майклом Берри из Бристольского университета в 1997 году: тогда ученые заставили лягушку парить в воздухе с помощью мощного магнита. Результаты этого исследования Гейм и Берри изложили в статье "О летающих лягушках и левитронах".

Открытие Гейма и Новоселова напомнило о том, что российские нанотехнологии умерли

Присуждение Нобелевской премии двум "русским ученым", которые уже давно трудятся за границей, вызвало в России двойственные чувства. Отечественные исследователи в связи с этим напомнили, что в стране фактически нет "нанотехнологической" школы. "Нанотехнологии как направления, как школы российской науки не существует", - заявил газете "Время новостей" директор Института теоретического материаловедения Аргоннской национальной лаборатории (США) Валерий Винокур.

"Количество исследовательских публикаций по графену во всех частях света, где наука вообще развивается, огромно, увы, к России это не относится - здесь наука лишь с трудом выживает", - заявил "Коммерсанту" заместитель директора Института теоретической физики имени Ландау Михаил Фейгельман.

В государственной корпорации "Роснано" признали, что еще не готовы для работы с графеном. "До самого последнего времени все работы с ним не выходили за пределы исследовательских лабораторий. Однако прогнозы по переходу с традиционных материалов на графеновую основу оптимистичные. У "Роснано" пока нет проектов по производству устройств или материалов на базе графена, но, если технологию удастся вывести на производственный уровень, это будет вопрос максимум двух лет", - сообщил руководитель отдела наноматериалов департамента научно-технической экспертизы "Роснано" Илья Гольдт.

Выпускник Московского физико-технологического института Андрей Гейм, защитивший кандидатскую диссертацию в Институте физики твердого тела АН СССР, с начала 1990-х работает в Западной Европе: сначала в Великобритании - в Ноттингемском университете и университете Бат, затем в Копенгагене. В 1994 году Гейм получил пост профессора в университете Неймегена (Нидерланды), а с 2001-го он является профессором Манчестерского университета и возглавляет Манчестерский центр по мезонауке и нанотехнологиям.

Его ученик 36-летний Константин Новоселов стал самым молодым лауреатом самой престижной премии по физике за последние 70 лет. Окончив МФТИ в 1997 году, Новоселов два года проработал в Институте проблем технологии микроэлектроники РАН в подмосковной Черноголовке, после чего переехал за границу. Под началом Андрея Гейма он работал и в голландском университете Неймегена, и в Британии, в Манчестерском университете.

"Замечательные ученые провели прекрасную работу. Только российскими учеными их назвать нельзя, поскольку они живут и работают в Великобритании", - сказал нобелевский лауреат 2000 года Жорес Алферов.

Гейм: в России эффективность работы - "одна тысячная процента"

Сами Новоселов и Гейм, между тем, заявили, что не так важно, в какой стране сделано их открытие. "Я не футболист - команда против команды, город против города, страна против страны. Все мы живем на одном маленьком и тесном шарике. И в какой точке этого шарика работать, не так важно. Главное - чтобы в этом был смысл", - сказал Андрей Гейм в интервью газете "Известия".

При этом Гейм указал, что в России у него не было условий для работы, и потому ему пришлось эмигрировать. "Эффективность моей работы была бы одна тысячная процента", - сказал он, объяснив, что ему было необходимо оборудование, которого в России не оказалось. "Может, оно когда-нибудь появится и в России. Но когда несколько лет назад я последний раз приезжал на родину, по-прежнему ничего этого не было", - посетовал нобелевский лауреат.

При этом Константин Новоселов уверен, что создать графен можно было бы в любой стране, в том числе в России. "Я разговаривал с людьми из "Роснано", рассказывал им про возможности графена. Но ни о чем конкретном мы пока не говорили", - сказал ученый.

"Это честь для меня быть российским ученым. Я думаю, что мне бесконечно помогло то образование, которое я получил в Физтехе. И я надеюсь, что Андрей, который получил образование в том же институте, думает точно так же. Такого образования, как на Физтехе, нигде больше не получить", - добавил Новоселов.