Спецдокладчик ООН по ситуации с правозащитниками Майкл Форст и его коллега Дэвид Кайе, занимающийся вопросом о поощрении и защите права на свободу мнений и их свободное выражение, призвали российские власти освободить Оюба Титиева. Он возглавлял чеченский филиал правозащитного центра "Мемориал". В заявлении экспертов, опубликованном в четверг в Женеве, выражена обеспокоенность арестом правозащитника и поставлена под сомнение обоснованность выдвинутого против него обвинения в незаконном обороте наркотиков.
"Мы призываем власти снять все уголовные обвинения против господина Титиева и немедленно его освободить", - указывают эксперты. Они выражают "глубокую обеспокоенность по поводу его ареста" по обвинениям, которые представляется им "сфабрикованными", передает ТАСС. По мнению спецдокладчиков, предпринятые в отношении Титиева властями действия, "видимо, были мотивированы его мирной правозащитной деятельностью и направлены на то, чтобы воспрепятствовать его законному праву на свободу выражения мнения и свободу ассоциации".
В заявлении утверждается, что "суд над Титиевым и атаки на "Мемориал" подчеркивают скоординированную и усиливающуюся кампанию запугивания, нацеленную на эту организацию". Спецдокладчики напоминают, что на 11 марта намечены "последние судебные слушания" по делу Титиева. Они также информируют, что поддерживают контакт с российскими властями по этому делу.
Главу чеченского отделения правозащитного центра "Мемориал" Оюба Титиева задержали 9 января 2018 года. Полиция якобы обнаружила в его машине пакет со 180 граммами марихуаны. Через два дня Шалинский районный суд арестовал Титиева, обвинив в хранении наркотиков в крупном размере.
Правозащитник утверждает, что наркотики ему подбросили. Международные организации, включая Совет Европы, российские оппозиционные политики и общественные деятели неоднократно выступали с призывами освободить Титиева. В "Мемориале" уверены, что его арест связан с тем, что глава Чечни Рамзан Кадыров решил избавиться от присутствия в республике правозащитного центра.
18 мая стало известно, что из вещдоков по делу Титиева пропали его личные вещи, видеорегистратор и оборудование, которое отслеживало маршрут и местонахождение его автомобиля. Кроме того, ручка и замок машины оказались повреждены - дверь можно было открыть без ключа. Позже выяснилось, что один из понятых, присутствовавших при обыске автомобиля Титиева, во время которого у того были якобы обнаружены наркотики, работал в полиции.
В защиту правозащитника в суде выступили старейшины Чечни, мнение которых на Кавказе традиционно считается непререкаемым. "Он с детства боролся только за правду и говорил только правду, всю жизнь жил правильно. Обвинение, которое ему предъявлено, - это все ложь. Никогда он не курил и не пил, он религиозный спортивный парень. Он не может иметь отношение к наркотикам, он никогда их даже в руках не держал", - заявил свидетель Салам Дашаев.
Правозащитники считают, что финал судебного разбирательства предрешен. Суд по делу главы грозненского "Мемориала" откровенно поддерживает сторону обвинения, но защита рассчитывает на освобождение Оюба Титиева после приговора. Об этом заявили 6 марта адвокаты на пресс-конференции в Москве.
После ареста Титиева и давления на его коллег офис "Мемориала" в Чечне закрылся, рассказал также руководитель программы "Горячие точки" Олег Орлов. По его словам, правозащитная работа в Чечне продолжается, но "в иных формах".
По словам адвоката Ильи Новикова, исход суда по делу Оюба Титиева фактически предрешен, поскольку руководителя грозненского "Мемориала" уже объявил виновным глава Чечни Рамзан Кадыров, назвав правозащитника наркоманом, сообщает "Эхо Кавказа".
Это утверждение основано лишь на показаниях свидетеля со стороны обвинения Сулимана Басханова. Он якобы опознал Титиева как человека, курившего марихуану.
Между тем сам Басханов признавался, что употреблял наркотики. Его дважды судили за незаконный оборот наркотических средств и оба раза назначили условные сроки. Это нехарактерно для чеченского суда. Правозащитники полагают, что Басханов является агентом полиции.
О грубых фальсификациях в деле рассказала адвокат Марина Дубровина. По ее словам, единственной уликой, доказывающей причастность Титиева к изъятому пакету с наркотиком, стали его волосы, прилипшие к полоске скотча, который был приложен к пакету.
Оюб Титиев в своих показаниях пояснил, что этот скотч с его волосами был получен только 10 января, на следующий день после задержания. Утром 10-го числа в здании Курчалоевского отдела полиции голову правозащитника обмотали скотчем, а потом "разрезали с обратной стороны и резко сорвали". "Таким образом на липкой ленте скотча оказались его волосы. Никаких других доказательств - ни отпечатков пальцев и чего-либо еще - причастности Титиева к этому пакету нет. Мы заявляли ходатайство о проведении следственного эксперимента, но нам было отказано, как и в 99% остальных ходатайств. Все, что произошло с Оюбом Титиевым, - это грубая фальсификация", - подчеркнула Марина Дубровина. Ее слова приводит радио "Свобода".
Дело Титиева не может рассматриваться вне общего контекста ситуации с правами человека в Чечне, сказала представитель Human Rights Watch Рейчел Денбер. "Мы видим десятилетнюю историю давления на правозащитников и журналистов, поджогов офисов, гонений на любого человека, который смеет критиковать Кадырова и правительство Чечни", - подчеркнула она.
И до ареста Оюба Титиева в Чечне "были такие дела с подбрасыванием наркотиков людям, которые критиковали власть", отметила Денбер.
По ее словам, дело Оюба Титиева произвело большой международный резонанс. В его защиту высказались представители ООН, комиссар Совета Европы по правам человека. Его дело обсуждалось на встрече президента Франции Эмманюэля Макрона с Владимиром Путиным, слушалось в рамках так называемого Московского механизма при ОБСЕ.
14 февраля Европарламент в принял резолюцию, в которой потребовал срочно освободить Оюба Титиева. Парламентарии также призвали спортсменов и артистов всего мира бойкотировать публичные мероприятия в Чечне, сообщал "Кавказский узел".