Американскую контрразведку все сильнее беспокоит то, что сторонники и оперативники "Аль-Каиды" могут попытаться устроиться на работу в ЦРУ и аналогичные структуры, чтобы осуществлять шпионаж за антитеррористическими усилиями США
Архив NEWSru.com
Американскую контрразведку все сильнее беспокоит то, что сторонники и оперативники "Аль-Каиды" могут попытаться устроиться на работу в ЦРУ и аналогичные структуры, чтобы осуществлять шпионаж за антитеррористическими усилиями США
 
 
 
Американскую контрразведку все сильнее беспокоит то, что сторонники и оперативники "Аль-Каиды" могут попытаться устроиться на работу в ЦРУ и аналогичные структуры, чтобы осуществлять шпионаж за антитеррористическими усилиями США
Архив NEWSru.com

Американскую контрразведку все сильнее беспокоит то, что сторонники и оперативники "Аль-Каиды" могут попытаться устроиться на работу в ЦРУ и аналогичные структуры, чтобы осуществлять шпионаж за антитеррористическими усилиями США, пишет Los Angeles Times (перевод на сайте Inopressa.ru).

К настоящему моменту около 40 американцев, претендовавших на рабочие места в разведке, вызвали подозрения и получили отказ из-за их вероятных связей с террористическими группировками. Несколько таких заявителей обнаружили в ЦРУ.

"Мы думаем, что террористические организации пытаются включить своих людей в пулы претендентов на работу у нас", – заявил Барри Ройден, ветеран ЦРУ с 39-летним стажем, в настоящее время работающий инструктором контрразведки.

Три представителя контрразведки заявили о своих опасениях по поводу того, что террористические группировки могут попытаться внедрить своих людей в быстро развивающуюся систему оперативного планирования в рамках долгосрочной стратегии, направленной на подрыв усилий американской разведки.

Они добавили, что пока неизвестно, дано ли кому-либо задание проникнуть в американскую разведку с целью шпионажа в пользу террористических организаций. Никто не арестован, никто не связан со "спящими ячейками" подозреваемых в терроризме в Америке.

Ройден высказал свои соображения на общенациональной конференции контрразведки, прошедшей в выходные в Университете Техаса. Другие источники дали интервью по отдельности.

Они заявили, что тех, кто попадает под подозрение, отфильтровывают во время изучения заявлений на предмет сообщения ложной информации, прохождения тестов на детекторе лжи, когда обнаруживается, что они подали заявления одновременно в несколько разведывательных служб.

Но опасения усиливаются из-за того, что один из источников назвал "сильной конкуренцией" между разведывательными, военными и частными структурами США, пишет издание.

Они стремятся взять на работу тысячи квалифицированных лингвистов, опытных аналитиков и оперативников, способных незаметно влиться в зарубежные сообщества с тем, чтобы собирать информацию и вербовать агентов в террористических ячейках.

В некоторых случаях наиболее подходящих для такой работы людей – натурализованных американцев, выросших на Ближнем Востоке или в Южной Азии, родными языками которых являются арабский, фарси, дари или урду, – труднее всего проверить.

Кроме того, из-за ограничений, которые вводят американские законы о защите личной тайны, руководители одной разведслужбы могут не знать о том, что отвергнутый ими соискатель впоследствии получил работу в аналогичной структуре или оборонной компании, работающей над секретными системами.

"Мы внимательно следим за этим", – заявил один из источников.

В прошлом сеть "Аль-Каида" использовала изощренные методы наблюдения и разведки. Оперативники проверяли системы безопасности в посольствах и аэропортах, делали фотографии или зарисовки потенциальных мишеней, использовали шифрованные коммуникации и компьютерные программы, чтобы сбить со следа американских шпионов.

После 11 сентября 2001 года ФБР направило офицеров контрразведки в 56 своих подразделений, заявил высокопоставленный сотрудник ФБР Тимоти Березнай. Это менее масштабное усилие, чем в середине 1980-х годов, когда в разгар холодной войны четверть агентов ФБР занималась ловлей шпионов.

Но и тогда офицер ЦРУ Олдрич Эймс, агент ФБР Роберт Хансен и другие американские "кроты" выдали сотни секретных агентов и разведывательных проектов, причинив больше вреда, чем шпионы, засланные Москвой и ее союзниками, пишет издание.

Комиссия по расследованию событий 11 сентября подвергла ЦРУ и другие разведывательные структуры резкой критике за то, что среди их сотрудников слишком мало лингвистов, в совершенстве владеющих арабским и другими важными языками. Также упоминалась неспособность ЦРУ завербовать или внедрить агентов в "Аль-Каиду".

После значительного увеличения ассигнований в связи с терактами 2001 года 15 американских разведывательных служб развернули масштабные программы по привлечению новых сотрудников. Их завалили тысячами резюме и заявлений, что вынудило несколько служб привлечь к проверке кандидатов частные фирмы.

В феврале директор ЦРУ Портер Госс представил Белому дому план по увеличению в полтора раза количества тайных агентов и аналитиков ЦРУ с целью улучшения сбора информации о террористических группировках и распространении оружия массового уничтожения. В сентябре, во время утверждения его в должности сенатом, Госс заявил, что ЦРУ потребуются годы, чтобы подготовить достаточное количество сотрудников для выполнения нынешних задач.

"Начиная с нынешнего момента, нам понадобится больше 5 лет", – сказал он.

Национальная служба безопасности, которая занимается перехватом коммуникаций, объявила, что в ближайшие пять лет планирует увеличить штат на 7,5 тыс. человек и довести общее количество сотрудников до 35 тысяч. Службе требуются лингвисты, владеющие арабским и китайским языками, региональные аналитики, специалисты по сигнальной разведке и компьютерным технологиям.

Управление военной разведки Пентагона тоже сделало поиск сотрудников публичным, впервые поместив объявления о приеме на работу в Economist и других изданиях. Управление заключило контракт с TMP Worldwide, рекламным агентством из Нью-Йорка, чтобы шире заявить о себе и привлечь больше кандидатов.

Необходимость улучшения работы контрразведки стала главной темой на конференции в Техасе, в которой участвовали бывшие и нынешние разведчики. В качестве организатора конференции, открытой для журналистов, выступил Национальный совет по проблемам контрразведки, созданный конгрессом в 2002 году для координации усилий различных структур.

Директор Совета Мишель Ван Клив заявила, что администрация Буша приняла стратегию превентивных действий против иностранных разведок. Она отметила, что США являются главным объектом разведывательных усилий 90 стран мира.

Пол Редмонд, офицер ЦРУ с большим стажем, заявил о своей "уверенности" в том, что шпионы проникли в американские разведслужбы. Он предупредил, что из-за предпринятых после 11 сентября попыток расширить обмен информацией опасность шпионажа возрастает.

Джеймс Вулси, который был директором ЦРУ в 1993-1995 годах, призвал ЦРУ усилить защиту против шпионажа со стороны ваххабитов и представителей других течений радикального ислама, сравнив его с советским коммунизмом.

"Ваххабизм – это не просто религиозное течение", – отметил он.

Заместитель министра обороны Лайза Бронсон, курирующая экспорт материалов военного применения, заявила, что Китай имеет "от 2 до 3 тысяч компаний", работающих в Америке и пытающихся приобрести оборудование двойного применения и информацию, которая может оказаться полезной для китайских военных.

Несколько участников назвали самой серьезной угрозой взлом секретных компьютерных систем. Шпионы, которым раньше приходилось фотографировать отдельно каждую страницу секретного документа, сегодня теоретически могут перенести миллионы компьютеризованных страниц в киберпространство или на крошечные устройства, способные хранить гигабайты информации.

Бывший президент Джордж Буш открыл конференцию речью в защиту ЦРУ. Он возглавлял ЦРУ с ноября 1975-го по январь 1977 года.

Буш заявил, что ему "больно видеть, как ЦРУ критикуют" за недостоверную информацию о предвоенном Ираке. Он сравнил нынешние нападки с эпохой Уотергейта, когда конгресс провел серию расследований, касающихся шпионажа, планирования убийств и других незаконных операций ЦРУ.

Расследования, которые возглавляли сенатор Фрэнк Черч и член палаты представителей Отис Пайк, привели к созданию в конгрессе комитетов по разведке и принятию законов, предотвращающих новые злоупотребления.