В Таджикистане за минувшие сутки задержаны практически все ключевые фигуры Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ)
Ховар
В Таджикистане за минувшие сутки задержаны практически все ключевые фигуры Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ)
 
 
 
В Таджикистане за минувшие сутки задержаны практически все ключевые фигуры Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ)
Ховар

В Таджикистане за минувшие сутки задержаны практически все ключевые фигуры Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), подозреваемые в связях с ликвидированным силовиками в связи с обвинениями в организации мятежа бывшим заместителем министра обороны Абдухалимом Назарзодой. Об аресте активистов партии сначала "Интерфаксу" сообщил источник, близкий к ПИВТ, а затем сведения официально подтвердили власти.

Как поведал источник, после того, как днем 16 сентября в аэропорту Душанбе при попытке вылететь в Алма-Ату был задержан первый зампред партии Саидумар Хусайни, в течение дня и ночи силовики взяли под стражу других активистов организации. Радио "Озоди" сообщает, что все активисты были задержаны сотрудниками органов безопасности.

Утром в четверг Генпрокуратура Таджикистана в заявлении на своем официальном сайте подтвердила аресты активистов ПИВТ и сообщила, что им предъявлены обвинения "в преступных связях" с Абдухалимом Назарзодой.

Задержаны 13 активистов этой партии, причастных к преступной деятельности бывшего заместителя министра обороны Таджикистана, отмечается в сообщении Генпрокуратуры, текст которого приводит ТАСС. Согласно документу, ликвидированный силовиками мятежный генерал поддерживал контакты с председателем ПИВТ Мухиддином Кабири. В Генпрокуратуре пояснили, что в отношении партийных активистов проводится расследование.

Как стало известно, среди задержанных - заместитель председателя партии Махмадали Хаит, член политсовета ПИВТ Вохидхон Косиддинов, глава ученого совета ПИВТ, известный богослов Зубайдулло Розик, глава ячейки партии по районам республиканского подчинения Рахматулло Раджаб, советник председателя ПИВТ по правовым вопросам Зарафо Рахмони, а также главный редактор газеты ПИВТ "Наджот" Абдукаххор Давлат. По словам источников "Интерфакса", ночью в квартире Давлата сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГНБ) провели обыск, изъяв компьютер, ноутбук, принтер и книги.

Генпрокуратура: мятеж заговорщики устроили на средства зарубежных спонсоров

В заявлении Генпрокуратуры также говорится, что генерал Назарзода создал 20 преступных групп, в том числе из бывших бойцов 25-го батальона, сформированного из представителей оппозиции, которые действовали "под непосредственным руководством" лидера ПИВТ Мухиддина Кабири.

Окончательное решение о вооруженном нападении было принято в августе 2015 года. Для этих целей к мятежникам "посредством так называемых благотворительных фондов" определенного круга зарубежных стран поступили крупные суммы денежных средств, говорится на сайте Генпрокуратуры.

Отметим, что Мухиддин Кабири в настоящее время находится за рубежом. В ночь на четверг он выступил с заявлением. Лидер партии выразил надежду, что международное сообщество и таджикская общественность не будут сторонними наблюдателями и призовут власти к освобождению членов партии", передает ТАСС.

Генпрокуратура Таджикистана также подвела итоги антитеррористической операции, которая на протяжении 10 дней проводилась в Рамитском ущелье против мятежников во главе с Назарзодой. По данным надзорного ведомства, за этот период было ликвидировано 25 террористов, задержано 125 участников бандформирования, изъято свыше 600 единиц огнестрельного оружия и боеприпасов.

По факту "антиправительственного выступления" 4 сентября Генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело, а 6 сентября против Абдухалима Назарзоды и его ближайшего окружения, в том числе уже бывших военнослужащих Минобороны, были выдвинуты обвинения в создании преступного сообщества, террористической деятельности, убийствах, хищении оружия, захватах заложников и других преступлениях, указывается в заявлении.

Накануне власти Таджикистана официально подтвердили факт ликвидации мятежного генерала Назарзоды, в начале сентября поднявшего вооруженный мятеж неподалеку от Душанбе, а затем скрывшегося в Рамитском ущелье. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в среду поблагодарил участников антитеррористической операции. Сообщалось, что не обошлось без потерь среди силовиков - в ходе боестолкновения с остатками "антиправительственной группировки" Назарзоды погибли четверо военнослужащих правительственных сил, в том числе командир спецподразделения "Альфа" полковник Рустам Амакиев.

Эксперты предсказывают усиление давления властей на оппозицию

Эксперты, опрошенные газетой "Коммерсант", предполагают, что мятеж будет иметь серьезные последствия для оппонентов руководства страны. По версии аналитиков, теперь под видом борьбы с экстремизмом давление на оппозицию в стране существенно усилится. Как следует из сообщений об арестах активистов ПИВТ, партия стала первой мишенью властей.

По данным следствия, Назарзода и его единомышленники 4 сентября подняли вооруженный мятеж в городе Вахдат в 20 км от Душанбе, совершив вооруженное нападение на отделение милиции. Позднее, захватив на одном из складов Минобороны оружие и боеприпасы, мятежники скрылись в Рамитском ущелье.

Как отчитались накануне в ГНБ и МВД Таджикистана, террористы были уничтожены после блокирования в Рамитском ущелье. Представители силовых ведомств отметили, что "попытка переговоров и склонение боевиков к добровольной сдаче не дали результатов": "террористы оказали яростное сопротивление и ответным огнем были уничтожены".

По мнению главы Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексея Арбатова, высказанного им "Коммерсанту", "аналогичные инциденты в Таджикистане могут повторяться все чаще и принимать все больший масштаб" - с учетом ухудшения обстановки в Афганистане и на таджикско-афганской границе. По всей видимости, прогнозы экспертов о том, что давление на оппозицию будет ужесточаться, уже начали оправдываться - это следует из сообщений об аресте членов ПИВТ - единственной в стране политической силы не светского, а умеренно-исламистского толка. Эксперты сравнивают ПИВТ с плотиной, отделяющей в Таджикистане умеренных исламистов от радикальных, пишет "Коммерсант".

Как отмечается в статье, у властей Таджикистана накопились претензии к ПИВТ. Партия, долгое время считавшаяся частью системной оппозиции и занявшая по итогам парламентских выборов в 2010 году второе место, в преддверии мартовских выборов 2015 года была фактически объявлена нелегальной, пишет "Коммерсант". В итоге ПИВТ, по официальным данным, набрала лишь 1,6% голосов. В августе Минюст Таджикистана направил руководству партии предупреждение, потребовав "прекратить незаконную деятельность". Членам ПИВТ также было запрещено проводить в сентябре партийный съезд.

По мнению эксперта по Средней Азии Аркадия Дубнова, гонения на ПИВТ связаны с тем, что возглавляющий ее Мухиддин Кабири перестал восприниматься Эмомали Рахмоном в качестве "системного, безвредного для власти оппозиционера", говорится в статье.