В Триполи возобновился процесс над болгарскими медсестрами и палестинским врачом, обвиняемыми в заражении СПИДом 426 детей
Sofia News Agency
В Триполи возобновился процесс над болгарскими медсестрами и палестинским врачом, обвиняемыми в заражении СПИДом 426 детей
 
 
 
В Триполи возобновился процесс над болгарскими медсестрами и палестинским врачом, обвиняемыми в заражении СПИДом 426 детей
Sofia News Agency

Процесс по делу пятерых болгарских медсестер и палестинского врача, обвиняемых в умышленном заражении ВИЧ-инфекцией 426 ливийских детей, перенесен на 5 сентября.

Во вторник на суде прокурор Омар Абдулхалек потребовал оставить в силе смертный приговор, к которому медики были приговорены еще в 2004 году. "На основе имеющихся у суда доказательств и признательных показаний обвиняемых я настаиваю на применении в отношении подсудимых крайней меры, а именно - расстрела", - заявил он во время обвинительной речи, отметив при этом "жестокость и бесчеловечность совершенного ими преступления, которое является не чем иным, как гуманитарной катастрофой".

Обвиняемые, между тем, продолжают настаивать на своей полной невиновности и непричастности к произошедшему в больнице города Бенгази, где произошла вспышка массового заражения ВИЧ, в результате чего за последние годы от СПИДа умер 51 ребенок.

Как ожидалось, суд должен был заслушать сегодня показания одной из свидетельниц - 15-летней девочки, которая девять лет назад являлась пациенткой этой больницы и ее осмотром и лечением занималась одна из болгарок - Снежана Димитрова. Обвинение намерено было доказать, что инъекции, повлекшие заражение СПИДом этой пациентки, были сделаны именно в дежурство Димитровой. После обвинительной речи прокурора суд, который проходит в закрытом режиме, быстро свернул свою работу.

Причины переноса слушаний на 5 сентября не сообщаются: на основе принятого ранее решения судебные заседания должны проводиться каждые две недели.

Повторный судебный процесс, открывшийся 11 мая этого года, продвигается очень медленно. Судебные заседания по этому делу проводятся каждые две недели. На двух предыдущих заседаниях показания должны были давать десять свидетелей защиты. Однако они, по неизвестным причинам, не явились для дачи свидетельских показаний. Подсудимые провели в тюрьме уже около семи лет.

На предыдущем заседании адвокатам обвиняемых в очередной раз было отказано в освобождении подсудимых под залог по причине "недостаточных гарантий". Суд указал на вероятность того, что подсудимые, которые провели за решеткой уже около семи лет, могут попытаться покинуть территорию Ливии, чтобы избежать правосудия.

Тем не менее, адвокаты болгарских медиков не теряют надежды добиться временного освобождения своих подзащитных, настаивая на том, что "после семи лет заключения освобождение под залог принесет им облегчение".

Защита уже неоднократно обращалась к суду с просьбой об освобождении болгарских медиков и палестинского врача под залог из тюрьмы. Однако суд каждый раз отказывал в удовлетворении данной просьбы.

В ходе двух предыдущих заседаний 25 июля и 8 августа суд должен был заслушать показания десяти свидетелей защиты и рассмотреть доклад ливийских экспертов о причинах эпидемии СПИД в больнице ливийского города Бенгази, где работали в 1999 году болгарские медсестры и палестинский врач.

Вместе с тем, ранее суд отклонил требование адвокатов о проведении параллельной независимой международной экспертизы причин распространения ВИЧ в Бенгази.

В 1999 году пять болгарских медсестер и палестинский врач были арестованы в Ливии по обвинению в умышленном заражении ливийских детей ВИЧ. В 2004 году суд Ливии приговорил подсудимых к расстрелу. Осужденные подали апелляцию с требованием пересмотра дела. Медики утверждали, что невиновны, и что к ним применялись пытки для того, чтобы добиться признания.

По факту издевательств над болгарскими и палестинским врачами власти Ливии провели расследование. 7 июня 2005 года состоялся суд над девятью полицейскими, обвинявшимися в применении пыток к заключенным болгарским гражданам. Суд оправдал всех обвиняемых.

В прошлом году Ливия официально потребовала от Болгарии денежной компенсации за трагедию в Бенгази. Ливийские власти настаивали на том, что семьям зараженных детей должны быть выплачены денежные суммы, эквивалентные тем, которые выплатила Ливия семьям погибших при взрыве американского самолета над шотландским местечком Локерби в 1988 году. София формально отказалась платить, заявив, что это было бы равносильно признанию вины болгарских медсестер.

Семьи жертв Бенгази также исключают возможность каких-либо переговоров для компромиссного урегулирования дела болгарских медиков и отказываются от принятия денежных компенсаций.

25 декабря 2005 года Верховный суд Ливии удовлетворил апелляцию, поданную адвокатами болгарских медиков, и отменил вынесенный ранее обвиняемым смертный приговор. Суд также постановил назначить новое разбирательство по делу.

С требованием освободить болгарских медиков неоднократно выступал и Евросоюз, называющий действия ливийских властей в отношении граждан Болгарии "зверством". Европейские парламентарии подчеркивают, что Ливия до сих пор не представила никаких неопровержимых доказательств виновности медиков.

В качестве компенсации ЕС готов оснастить больницу города Бенгази на северо-востоке Ливии, где произошла трагедия, самым современным европейским оборудованием и медикаментами для диагностики и лечения СПИДа.

Отношения Ливии и ЕС нормализовались в 2003 году, после решения Триполи отказаться от разработок оружия массового поражения. Ливия выразила желание присоединиться к Договору о партнерстве ЕС и стран Южного Средиземноморья. Евросоюз, в свою очередь, в качестве условия присоединения Ливии к Договору о партнерстве потребовал урегулировать проблему приговоренных к смерти болгарских медиков.

В то же время, родственники зараженных в Бенгази детей требуют исполнения отмененного смертного приговора. Они заявляют, что за время, пока тянется история с исполнением приговора, уже умерли более 50-ти заболевших СПИДом детей. "Остальных ждет такая же участь. Смертная казнь - единственное справедливое наказание убийцам", - говорят родители.