domodedovo.ru

Оперативники задержали в аэропорту "Домодедово" директора Музея русской иконы Николая Задорожного, который пересек границу с иконой XVII века, вывезенной им из Германии, а украденной в 1994 году из краеведческого музея Вологодской области. Как заявили оперативники, стоимость иконы на черном рынке - около миллиона долларов.

Операция по задержанию 62-летнего директора музея проводили совместно аж три ведомства - Главное управление уголовного розыска МВД России, ФСБ России и НЦБ Интерпола. Но самое интересное, что оперативники не обратили никакого внимания на документы подтверждающие, что Николай Задорожный именно возвращает находящуюся в международном розыске икону "Троица Ветхозаветная" в Россию, на законное место.

"У меня на руках был документ от департамента культуры Вологодской области, обращенный к продавцу, Вернеру Бунгарту с таким текстом, что я уполномочен департаментом культуры купить икону с целью возвращения ее обратно в музей. Кроме того, был договор купли-продажи и акт приема-передачи и таможенная декларация, которую я заполнил по прилету", - сказал Задорожный и добавил, что документов, которые были у него, вполне достаточно, чтобы ввезти на территорию РФ культурную ценность.

Также он располагает дарственной о безвозмездном дарении "Троицы Ветхозаветной" и договором на полугодовое экспонирование образа в Музее русской иконы, к владельцу которого - Михаилу Абрамову - ранее обратился губернатор Вологодской области Олег Кувшинников с просьбой оказать содействие в возвращении "Троицы Ветхозаветной".

В результате с немецким коллекционером Бунгартом, который по закону является уже добросовестным покупателем, удалось договориться о покупке за 25 тысяч евро. Но тот поставил условие: икона продается так дешево только с одной целью - она передается обратно в музей.

Однако человек, возвращавший уникальную икону в Россию, был задержан. Официальный представитель МВД РФ Валерий Грибакин объяснил РИА "Новости", что икона изъята и назначено искусствоведческое исследование, по результатам которого будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела по статье "Незаконное перемещение через государственную границу РФ культурных ценностей в крупном размере". "По данным независимых экспертов, цена иконы на так называемом черном рынке составляет миллион долларов", - добавил он.

Напомним, что "Троица Ветхозаветная" была похищена 23 мая 1994 года тремя неизвестными из собора Рождества Богородицы Устюжны вместе с шестью другими ценными иконами: "Одигитрия Смоленская", "Никола Зарайский", "Чудо Георгия о Змие", "Троица Кирилла Уланова", "Сошествие во ад" и "Параскева Пятница". Общая стоимость похищенного оценивалась тогда в два миллиона долларов.

Устюженские иконы были переправлены в Финляндию - в фургоне, груженном древесно-волокнистой плитой. В плите было сделано специальное отверстие, а иконы прикрыли сверху штабелем из других плит. Пограничники, проверяя фургон, не стали перебирать груз. После этого следы памятников старины затерялись на долгое время.

В декабре 2009 года "Троица Ветхозаветная" "всплыла" в Германии - ее выставили на аукцион в торговом доме "Зеллер". Владельцем иконы тогда значился 72-летний пенсионер Вальтер Гюнтер. Правоохранительные органы Вологодчины направили в Германию запрос с просьбой к немецким коллегам допросить Гюнтера. Ответ пришел спустя лишь год. Гюнтер пояснил немецким полицейским, у кого приобрел "Троицу", и выразил готовность вернуть ее в Россию, но только после выплаты ему компенсации - он купил ее за 22 тысячи немецких марок (вернуть икону, даже когда она краденая, без согласия ее последнего владельца - добросовестного приобретателя по немецким законам нельзя), сообщает газета "Красный север".

Но российская сторона поскупилась и уникальнейшая иконописная работа тогда осталась в Германии.

Что касается других похищенных икон, то в конце 2000 года Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) удалось вернуть в Россию икону "Борис и Глеб".

В 2005 году в Лондоне, в галерее Темпл - Музее древности Ричарда Темпла, нашлась "Богоматерь Одигитрия Смоленская". Ричард Темпл наткнулся на фотографию "Одигитрии" в альбоме вологодского ученого-реставратора Александра Рыбакова и узнал, что икона, которую он купил в одном из антикварных магазинов Берлина за 60 тысяч фунтов стерлингов, является похищенной и находится в розыске. Коллекционер сообщил об иконе в Интерпол, добровольно, совершенно безвозмездно выдал ее российской стороне и даже оплатил страховку и транспортировку в Россию.

19 февраля 2006 года чудотворная икона была внесена в московский храм Христа Спасителя. Святейший патриарх Алексий совершил по этому поводу воскресную Божественную литургию, образ поместили посреди храма, и к нему был открыт доступ всех желающих. Тогда заявлялось, что в храме Христа Спасителя образ Одигитрии нашел только временное пристанище - до тех пор пока в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Устюжне не будут созданы подобающие условия для его безопасности.

"Троица Ветхозаветная" - программная работа царского изографа Кирилла Уланова

"Троица Ветхозаветная" считается программной работой "великих государей жалованного иконописца" XVII века, царского изографа Кирилла Уланова.

Она выполнена, как указано в надписи на нижнем поле, "в 1690 году по обещанию причетника церковного Евсевия Акулова сына Козлова и детей его Анании, Алексея и Венедикта".

Роспись значительно отличается от известной "Троицы" преподобного Андрея Рублева. Условные палаты Авраама в левой части композиции у Уланова превратились в сказочный город с высокими теремами, крытыми переходами и островерхими башнями. Скромное деревцо разрослось в могучий развесистый дуб. Горка с правой части иконы изображена как скалистая гора, поросшая разнообразными травами и кустами.

Главный сюжет произведения - явление Бога Аврааму в виде трех ангелов - дополняется и усложняется изображением сцен встречи ангелов Авраамом и приготовлением к пиру.

Работа выполнена более "земными" красками: зелеными, коричневыми, фиолетовыми, и лишь слабое мерцание золота напоминает о возвышенном духовном содержании сюжета.