Jean-Loup Sieff / danzaballet.com

В Швейцарии на 81-м году жизни скончался знаменитый балетмейстер Морис Бежар, сообщил из Лозанны пресс-секретарь его балетной труппы, передает ИТАР-ТАСС. 16 ноября он был срочно госпитализирован. Балетмейстеру предстояло пройти курс лечения из-за проблем с сердцем и почками.

В последнее время хореограф вынужден был меньше времени посвящать искусству из-за проблем со здоровьем. Последние два десятилетия Бежар являлся руководителем "Лозаннского Балета Бежара".

"Мастер балета" Морис Бежар выступал на сцене с 1948 года, а с начала 50-х годов ставил спектакли, известные по всему миру. Бежар создал и поставил более ста балетов, написал пять книг. Долгие годы сотрудничества связывали Мориса Бежара с великой русской балериной Майей Плисецкой. Он поставил для нее балет "Айседора", а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений. Наиболее известны среди них "Видение розы" и "Аве, Майя".

Морис Бежар родился 1 января 1927 года во Франции. Будущий балетмейстер был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. С 1945 года Бежар проходил обучение у Статса, Егоровой, мадам Рузан в Париже и у Волковой в Лондоне, сообщает сайт "Люди".

В начале своего творческого пути Бежар не связывал себя строгими контрактами, выступая в самых разных труппах. Он работал у Пети и Шарра в 1948 году, выступал в Лондоне и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах. В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для фильма фрагменты балета "Жар-птица" Стравинского. Для реализации своих творческих замыслов Бежар в 1953 году совместно с Лораном основал в Париже труппу Ballets de l'Etoile, которая просуществовала до 1957 года.

Хореограф ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Репертуар строился на сочетании произведений классических и современных авторов. Так, в 1953 году труппа Бежара поставила "Сон в летнюю ночь" на музыку Шопена, на следующий год вышел балет "Укрощение строптивой" на музыку Скарлатти, а в 1955 году было поставлено сразу три балета - "Красавица в боа" на музыку Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Анри. В 1956 году он поставил "Танит, или сумерки богов", а в 1963 году - "Прометей" Ована.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята настолько восторженно, что Бежар наконец решил основать собственную труппу "Балет XX века", которую он и возглавил в 1969 году. Вначале Бежар продолжал работать в Брюсселе, но через несколько лет переехал вместе с труппой в Лозанну. Там они выступали под названием "Балет Бежара".

Вместе с труппой Бежар предпринял эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение занимают равное место. Бежар выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот эксперимент привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали "Мучения Святого Себастьяна", поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а также танца в исполнении артистов балета.

В 1960-м и в 1962 году Бежар был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже. В 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию "Мудра". В 1994 году Морис Бежар был избран членом французской Академии изящных искусств.

Российские деятели искусства скорбят в связи со смертью Мориса Бежара

Весть о кончине балетмейстера Мориса Бежара глубоко потрясла его российского коллегу, знаменитого хореографа Юрия Григоровича. "Я знал, что Морис болел, но сегодняшняя весть все равно оказалась неожиданной, впрочем, это всегда неожиданно и всегда больно", - заявил он.

"Бежар был одним из подлинных новаторов танца в ХХ веке, бесстрашно устремлявшимся в бесконечный поиск новых танцевальных форм и пластических образов", - уверен Григорович. "Я с ним был лично знаком, причем, очень давно. Когда-то, после "Спартака" он пришел к нам на гастролях во Франции. Думаю, это было лет тридцать назад. Там мы познакомились и потом периодически встречались в разных странах и по разным поводам - в Бельгии, Швейцарии, Германии", - напомнил балетмейстер.

"Будучи художественным руководителем балета Большого театра, я делал попытки пригласить Бежара на постановку в Москву, но этому препятствовали обстоятельства, которые перебороть в то время было невозможно", - отметил Григорович. "Это действительно был большой художник, и мы были счастливы отметить его вклад в искусство танца Международной премией "Бенуа де ля данс" несколько лет назад", - сообщил он . "Жаль, очень жаль. Смерть Бежара - ужасная потеря для всего мирового балета", - заключил Григорович.

Большой театр России скорбит в связи с уходом из жизни выдающегося хореографа ХХ века Мориса Бежара, говорится в телеграмме, которую ГАБТ направил в адрес швейцарского Балета Бежара в Лозанне. Об этом корр.ИТАР-ТАСС сообщила сегодня пресс- атташе Большого театра Катерина Новикова.

По словам пресс-секретаря Большого театра Катерины Новиковой, приезд Мориса Бежара в Россию в 1960-х годах прошлого века перевернул представление о современном балете. "Это была настоящая "революция". Мы мечтали, что Бежар сделает что-то для Большого театра уже в ХХI веке, - отметила она. - Нынешним летом хореограф познакомился с примой ГАБТа Светланой Захаровой, которая очень понравилась мастеру. Мы надеялись, что это знакомство будет плодотворным и обернется яркой новой работой".

"К сожалению, мечте не суждено осуществиться. Сегодня гениального балетмейстера не стало. И это скорбный день для всего мирового искусства хореографии, и для Большого театра тоже", - заключила Новикова.