Guardian

С 15 февраля по 1 мая 2006 года в британской галерее Tate пройдет выставка, исследующая пристрастие к темам сверхъестественного и извращенной сексуальности, которые были очень популярны в Великобритании в 1770-1830 годах.

На выставке под названием "Готические ужасы" будут представлены работы Фюсли, Блейка и шедевры романтизма.

Особенное отражение темы сверхъестественного и извращенной сексуальности нашли в работах Уильяма Блейка и Генри Фюсли. Гвоздем программы станет картина Фюсли "Сатана, изгоняемый копьем Итуриэля" В поэме Джона Мильтона "Потерянный рай" Итуриэль - один из ангелов, посланный Гавриилом на поиски Сатаны, проникшего в рай.

Картина не выставлялась с 1880 года. Она считалась утраченной и вернулась к публике только в 1988 году, когда частный коллекционер продал ее танцору Рудольфу Нуриеву. Об этом пишет The Guardian.

"Картина является иллюстрацией к "Потерянному раю", - говорит куратор галереи Мартин Мирон. - Но при этом она выглядит как страница комикса про супергероя. Ангелы - такие грациозные мужественные существа в обтягивающих костюмах".

Среди 60 других работ Фюсли - его "Ночной кошмар", изображающий лежащую на постели женщину, которой угрожает бес, сидящий у нее на груди, а из тени на нее взирает демонического вида лошадь. Согласно легенде, Фюсли вызвал видения, легшие в основу этой картины, съев сырой свинины. Много места на выставке уделено также эротическим рисункам Фюсли.

Творчество Блейка представлено рядом работ, в том числе картиной "Ведьма из Эндора вызывает тень Самуила" и его классическая работа "Ночь веселья Энитармон". На выставке также представлены картины Джона Флаксмена, Джорджа Ромни, Джозефа Райт из Дерби и карикатуры Джеймса Гилрея.

Движение в искусстве, характеризующееся интересом ко всему чувственному и чудовищному, размыло границу между высоким искусством и массовой культурой. Стиль и темы работ этого жанра просочились в трэш-литературу, развившуюся с появлением печатной прессы, и повлияли на фильмы ужасов ХХ века (перевод на сайте Inopressa.ru).