Архив NEWSru.com

Российские правозащитники отмечают пятикратный рост числа нападений на людей, занимающих активную гражданскую позицию. Удручающая статистика касается последних пяти лет.

В 2010 году наблюдатели зафиксировали 603 факта преследования гражданских активистов в 40 регионах РФ, передает "Интерфакс" со ссылкой на председателя межрегиональной правозащитной ассоциации "АГОРА" Павла Чикова. А в 2006 году ассоциация зарегистрировала лишь 118 таких случаев.

Наибольшее число "фактов преследования в связи с осуществлением общественной деятельности" регистрируется в Москве, Санкт-Петербурге, регионах Северного Кавказа, а также в Иркутской области и Удмуртии.

Среди видов преследований гражданских активистов наиболее распространены убийства, нападения, а также задержания в ходе публичных акций. Только в 2010 году в результате нападений в различных регионах России пострадало почти полсотни гражданских активистов.

В качестве примеров последних убийств правозащитники привели гибель адвоката красноярской коллегии адвокатов Алексея Грянкина. Основная версия убийства, озвученная следствием, - профессиональная деятельность Грянкина. Несколько дел, к которым имел отношение адвокат, связаны со скандально известными строительными компаниями, которые фигурируют в делах обманутых дольщиков.

В Карачаево-Черкесии убили одного из лидеров черкесской молодежи Аслана Жукова, в Калининграде - известного журналиста и блоггера Максима Зуева, а в Дагестане - атамана Кизлярского казачьего общества Петра Стаценко.

Впрочем, правозащитники решили не проводить грань между убийствами активистов, где наиболее вероятна "бытовая" версия, и расправами, носящими, скорее всего, заказной характер. Поэтому в качестве еще одного примера они привели гибель болельщиков футбольного клуба "Спартак" (Москва) Павла Казакова и Егора Свиридова - оба были убиты в уличных драках.

Решение следователей отпустить участников драки, в результате которой погиб Егор Свиридов, стало причиной массового выступления фанатов 7 декабря, когда сотни молодых людей перекрыли одну из самых оживленных трасс Москвы (Ленинградский проспект). А уже 11 декабря акция в память о погибшем фанате на Манежной площади переросла в массовые беспорядки. Тогда в центре Москвы свыше пяти тысяч человек устроили побоище с омоновцами, закидывая их камнями, файерами и елочными гирляндами. Затем волна митингов и выступлений националистически настроенных радикалов прокатилась по разным регионам страны - от Москвы до Ростова-на-Дону.

41 гражданский активист подвергся нападению в 2010 году. Так, в Краснодарском крае чуть не лишился жизни правозащитник Вадим Карастелев, а в Дагестане милиционеры избили адвоката Сапият Магомедову, известную своей принципиальностью в защите законных прав и интересов граждан.

В Ярославле было совершено нападение на активиста организации "Армия воли народа" Александра Сугурова. Молодые люди спортивного телосложения схватили его на улице, представившись сотрудниками ярославского Центра по борьбе с экстремизмом. Они запихнули Сугурова в автомобиль и начали там избивать. При этом злоумышленники заявили, что недовольны оппозиционной деятельностью потерпевшего. Сугурову пригрозили, что "закопают в лесу" или "посадят в камеру к уголовникам". Примерно через 15 минут активиста отпустили.

В минувшем году 30 представителей неправительственных организаций (НПО) подверглись уголовному преследованию, также были зафиксированы 3 факта похищения активистов, в том числе координаторов Московского бюро и движения "Левый фронт" Константина Косякина и Сергея Удальцова, главного редактора и шеф-редактора независимого журнала "Дош" Исрапила Шовхалова и Абдуллы Дудуева.

Зарегистрированы 20 случаев проведения обысков в квартирах активистов и в офисах общественных организаций, по результатам которых были изъяты документы и оргтехника.

Так, в Краснодарском крае правоохранители провели обыск в квартире Анастасии Денисовой - члена координационного совета Международного правозащитного движения, сотрудника "Мемориала", участника движения "Гроза", руководителя организации "Этника". Милиционеры пришли домой к Денисовой с понятыми и предъявили постановление суда о проведении обыска. Анастасии Денисовой сотрудники милиции объяснили, что проходит "спецоперация по установлению соответствия проживающих и прописанных лиц в связи с террористической угрозой" и что они ищут нелицензионные программные продукты. В результате обыска, который продлился более трех часов, милиционеры изъяли находившиеся в квартире ноутбук, внешний жесткий диск и флеш-карту.

В подмосковном городе Железнодорожный в квартире Ольги Касьяненко прошел обыск, связанный с деятельностью ее мужа, лидера организации "Северное братство" Антона Мухачева. Его обвинили в мошенничестве и экстремистской деятельности.

В 2010 году прошли 405 акций, пикетов и митингов, в которых приняли участие более 96 тысяч человек. После проведения публичных мероприятий свыше 3 тысяч 160 гражданских активистов доставили в отделы милиции. Пикеты и митинги были посвящены погибшим журналистам и правозащитникам (Анастасии Бабуровой и Станиславу Маркелову, Аслану Жукову, Наталье Эстемировой), реформе МВД, борьбе против произвола власти, против возросших тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, против строительства трассы через Химкинский лес, в поддержку 31-й статьи Конституции РФ. Кроме того, в декабре состоялись многочисленные акции в поддержку Михаила Ходорковского, которому в канун Нового года вынесли очередной обвинительный приговор.

Частично резкий рост "давления" государства и криминальных кругов на гражданских активистов объясняется значительным ростом общественной активности за последнее время. "Оживление гражданской активности в ушедшем году отмечено большинством аналитиков. Ответная реакция на нее является прямым следствием, - считает председатель "АГОРЫ", кандидат юридических наук, доцент Павел Чиков. - И не имеет значения, речь о чекистах и операх-антиэкстремистах, о нацистах и последователях "черных ястребов" или о полукриминальных чиновниках и коммерсантах".

Правозащитник считает, что отдельными акциями устрашения эту объективную тенденцию уже не переломить. "Происходящее - это атака общества на сложившийся порядок вещей. Он не устраивает все большую часть общества. Активисты получают шишки, приобретают опыт и теряют страх", - заключил Павел Чиков.