Russian Look

До 2030 года общий объем государственного финансирования геологоразведочных работ на Арктическом шельфе на период составит 22 млрд рублей. Такие данные, как передает ИТАР-ТАСС, во вторник сообщил журналистам заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Денис Храмов.

Чиновник уточнил, что "на один государственный рубль обычно приходится 7-8 рублей, вложенных бизнесом", и если за счет госсредств финансируется начальный объем работ на шельфе и на суше, то компании-недропользователи оплачивают дальнейший цикл.

Напомним, российский континентальный шельф имеет самую большую в мире площадь - более 6 млрд кв. Разработанная Минприроды в 2011 году госпрограмма освоения российского континентального шельфа до 2030 года призвана обеспечить "энергетически безопасное развитие национальной экономики" за счет выхода к этому сроку на уровень добычи на шельфе 40-80 млн тонн нефти и 190-210 млрд кубометров газа в год. Это 8-16% нынешнего уровня добычи нефти и 32-35% добычи газа в России.

В документе отмечается, что из 6,5 млн кв. километров акватории РФ от 4 до 4,4 млн являются "определенно перспективными на нефть и газ". Общие запасы нефти по категории С2 оцениваются в 595 млн тонн, а по газу - 3,5 трлн кубометров.

В целом, по оценкам экспертов, только на геологоразведочное обеспечение освоения Арктического шельфа на период до 2030 года потребуется около 3, 5 трлн рублей. Судовое обеспечение здесь обойдется в сумму порядка 6, 5 трлн рублей.

км. По закону о недрах, сейчас работать там могут только компании, как минимум наполовину принадлежащие государству и с пятилетним опытом работы, иными словами, лишь "Роснефть" и "Газпром". "Лукойл", правда, еще до введения этого правила успел получить лицензии на несколько участков шельфа в Каспийском море.

Значение шельфа для роста нефтедобычи в том, что простые для разработки месторождения были найдены еще в советское время, теперь остались только сложные участки с трудноизвлекаемой нефтью или участки на дне моря. Нужно торопиться осваивать шельф, традиционной нефти осталось не так много, говорят эксперты.

Первоначальные версии поправок к закону "О континентальном шельфе" предусматривали расширение перечня российских недропользователей, что позволило бы частникам хоть как-то подключиться к работе в российской части Арктики.

Однако минувшим летом на возможном уча­стии "Лукойла" и других част­ников в разработке шельфа в очередной раз был поставлен крест, а вице-премьер Аркадий Дворкович предложил вообще вычеркнуть из закона о шельфе госпрограмму разведки и освоения континентального шельфа, вокруг которой на протяжении последних полутора лет разворачивалась борьба за доступ к углеводородным запасам российской Арктики.