sfi.ru

В Москве накануне состоялась Международная богословская конференция "Традиция святоотеческой катехизации: современные вопросы подготовки катехизаторов". Уже третий год подряд ежегодный богословский форум Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ) посвящен вопросам воцерковления. В этом году соорганизатором конференции выступил Отдел религиозного образования и катехизации Кемеровской и Новокузнецкой епархии Русской православной церкви (РПЦ), где конференция продолжит работу ближайшей осенью.

В конференции приняли участие более 70 человек из 17 епархий РПЦ из разных городов России, ближнего и дальнего Зарубежья: священнослужители и миряне, руководство, преподаватели и студенты духовных школ, представители епархиальных отделов по миссии и катехизации, сообщает Информационная служба СФИ.

Катехизация как целостное, последовательное, личностное и церковное научение основам христианской веры, молитвы и жизни - наболевший вопрос для Русской православной церкви. Это связано, с одной стороны, с тяжелым наследием советской эпохи, отучившей людей общаться и доверять порой даже своим близким и соседям, не говоря о доверии к Богу. С другой стороны, проблема полноты воцерковления уходит корнями в самые ранние века христианской истории, когда в ней начинается так называемый константиновский период, когда христианство становится официальной религией Византийской империи, и в церковь приходят люди, не имеющие опыта покаяния за всю жизнь и не принесшие сознательно и лично обетов верности Христу.

Сегодня, хотя Церковь вновь заговорила, в том числе в лице своего предстоятеля и Синода, о необходимости наставления в вере, данное служение часто рассматривается верующими не как исполнение главного завета, оставленного Спасителем: "Идите, научите все народы" (Евангелие от Матфея, гл. 28:стих 19), а как некое приложение к церковной жизни, хотя бы и достаточно важное. Но если катехизаторы покажут результат своего служения, если люди будут не прицерковляться, а воцерковляться, то это может значительно изменить церковную ситуацию, уверен ректор СФИ священник Георгий Кочетков. Ведь катехизация - это таинство Слова, в котором участвует не только катехизатор и оглашаемые, но и сам Господь. По опыту длительного оглашения в Преображенском братстве, люди обретают большое доверие к катехизатору, желание и силы изменять свою жизнь, если встречают в нем не преподавателя или лектора, а свидетеля жизни не по законам мира сего, но по вере.

Кто достоин служения катехизатора, древняя Церковь определяла не институционально, а по плодам, отметил профессор СФИ, член Межсоборного присутствия РПЦ Давид Гзгзян. Едва ли и сегодня существует методика, которая могла бы гарантировать подготовку катехизатора к служению, и это ставит вопрос о среде, в которой он может родиться. Катехизатор - не просто хорошо обученный человек, который может интересно изложить материал, но тот, кто способен поделиться опытом жизни по вере. Если он и собрание, в которое он приводит своих оглашаемых, не живет духом свидетельства о Воскресшем Христе, оглашение превратится в лекторий, или хуже того - в занудство и лицемерие, только отвращающее людей от церкви.

О том, что подготовка катехизатора требует не только освоения определенных навыков и знаний, но и церковной среды, сказал и сопредседатель оргкомитета Конференции, заместитель ректора Новокузнецкой православной духовной семинарии священник Андрей Мояренко. Он указал на основные проблемы, с которыми сталкивается возрождение катехизации в современной церкви. Среди них - непонимание цели и существа процесса катехизации (часто и среди самих священников), дефицит опыта воцерковления людей через общение, формальное воцерковление многих из тех, кто привык считать себя чадами церкви, отсутствие в духовных школах предмета катехетики, а также крайне ограниченное время, которое уделяется процессу оглашения в приходской практике.

На сегодняшний день СФИ - единственный православный вуз, где преподается катехетика. Преподаватель этого курса Владимир Якунцев отметил, что главное - за многообразием форм и случаев ясно увидеть единство опыта катехизации как введения человека в границы Церкви. Необходимо понимать, что даже самая хорошая катехизическая методика - лишь подпорка в богочеловеческом процессе воцерковления.

На конференции прозвучало 12 докладов и прошло два круглых стола. Также все участники имели возможность принять участие в проведении огласительных встреч. Материалы конференции будут изданы.