Накануне завершил работу второй Форум православных женщин, посвященный теме "Жертвенное служение женщин Богу, Отечеству, народу". В его работе принял участие патриарх Кирилл, призвавший участниц следовать традиционному женскому идеалу, который должен противостоять утрате традиционных семейных ценностей, упадку нравственности, возрождать "национальные традиции образования и воспитания… национальную и цивилизационную идентичность, идеалы патриотизма, солидарности, взаимопомощи".
Между тем, как отмечает в сегодняшней публикации "Независимая газета", обращаясь по своему обыкновению к описанию современных нравов, патриарх попал в логическую ловушку. В доказательство "НГ" приводит обширную цитату из выступления главы РПЦ:
"Сильный пол оказался более хрупким перед лицом стрессов и катаклизмов. Если мы говорим о проблемах со здоровьем, с трудоспособностью, то в первую очередь имеем в виду мужское население. Мне еще как епархиальному архиерею приходилось много путешествовать по русской глубинке, посещать села… Посещая отдаленные, подчас заброшенные деревеньки с очень слабыми приходами, я отмечал, что на руководящих должностях в местных органах власти в основном женщины. И они не только во главе советов – они еще и во главе любого культурного делания. Они директора школ, если еще есть школы; они педагоги, если есть, где преподавать; они директора библиотек, если есть библиотеки; они работают на почте, если есть почта. А когда мы после богослужений устраивали небольшое народное гулянье и собиралась вся деревня, то женщины пели в самодеятельности, и складывалось впечатление, что в деревне живут одни женщины", – заключил Патриарх.
Трудно себе представить, что в эпоху, когда господствовали "национальные традиции", Святую Русь вот так на своих плечах держали работящие бабы, заметила газета в связи с высказыванием предстоятеля РПЦ.
Выступление патриарха прокомментировал религиовед и культуролог Борис Фаликов."Православная церковь настаивает на традиционной роли женщины. Поэтому те православные дамы, которые такой роли рады, получают от РПЦ религиозную легитимацию своих представлений о прекрасном", - сказал он.
"Однако мы видим, что в современном мире роль женщины меняется в силу объективных причин. Она все чаще на равных с мужем начинает зарабатывать на нужды семьи. Я уж не говорю о тех, кто предпочитает сами себя обеспечивать. Растет их социальная и политическая активность. Конечно, это не может не отразиться на их религиозных взглядах, а верующих женщин во всех религиях мира больше, чем мужчин", - отметил Фаликов.
"Далай-лама шутит, что если так дальше пойдут дела, то в следующем воплощении он родится женщиной. Поэтому не случайно в протестантских Церквах женщины давно отвоевали право на священство. В Англиканской церкви уже больше трети клира женщины. Даже весьма консервативная Католическая церковь изыскивает какие-то пути для женской активности в своих рядах", - приводит примеры эксперт.
Православная же Церковь, по его словам, "заняла по всем этим вопросам глухую богословскую оборону". "Поэтому я как-то плохо себе представляю, что она может предложить своим прихожанкам, кроме обязанности рожать детей и во всем подчиняться мужу", – считает Фаликов.
Понятно, почему женская тема стала важной в последнее время для Церкви. Ведь в авангарде антицерковных акций стоят именно феминистские движения и группы, отмечает "НГ". Вспомним Pussy Riot с их панк-молебном: "Чтобы Святейшего не оскорбить, женщина должна рожать и любить". Или активистку FEMEN, обнаженной грудью вперед бросившейся на Патриарха Кирилла в аэропорту "Борисполь" под Киевом. Тенденция такова, что женщины не хотят рожать и любить, а хотят отстаивать свое право на инициативу в этой жизни и на независимость от мужчин, а целью своего протеста считают любые проявления патриархальности, неважно, исходят ли они от Московского или какого-либо еще Патриархата. Между прочим, некоторые активистки Pussy Riot вышли из молодежных православных движений и там, видимо, обрели зачатки своего феминистского прочтения религиозности, говорится в публикации.
С другой стороны, пишет газета, православие в современной России имеет прежде всего женское лицо. Именно женщины составляли основную массу стоявших в очереди к поясу Богородицы, они ломятся к мощам Матроны Московской, создали гипертрофированные культы святых-целителей. Это высокоэмоциональное и суеверное по своей сути религиозное чувство утопило в своем потоке и высокое богословие, и авторитет мужчины в семье, когда посещение храма часто становится для хранительницы домашнего очага бегством от семейных тягот.