Российские СМИ продолжают комментировать нашумевшее обращение Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), выпущенное в связи с обсуждением в прессе книги протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия России. "Запретные" темы истории XX века". Напомним, что Митрофанов призвал в этом издании считать генерала Андрея Власова не предателем, а патриотом России.
В сегодняшнем выпуске газеты "НГ-Религии" опубликована статья, автор которой - историк Владислав Мальцев - проливает свет на некоторые малоизвестные страницы биографии основателя так называемой "Русской освободительной армии", которого некоторые мемуаристы характеризовали как глубоко верующего православного христианина. Кроме того, в своей публикации Мальцев рассказывает о православных иерархах, верно служивших Третьему рейху. Некоторые из них благословляли и окормляли власовскую армию.
Среди наиболее высокопоставленных Мальцев выделяет митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского), возглавлявшего Прибалтийский церковный экзархат Московской патриархии, а также архиерея РПЦЗ, митрополита Берлинского и Германского Серафима (Лядэ), возглавлявшего Среднеевропейский митрополичий округ в составе Церквей Германии, Австрии, Судетской области, Чехии, Словакии, Бельгии, Люксембурга и Лотарингии.
Личность самого Серафима (Лядэ) примечательна – в 1923 году был рукоположен в епископы главой обновленцев Украины митрополитом Пименом (Пеговым), как епископ Ахтырский вошел в обновленческий Синод Украины, отмечает автор статьи в "НГ-Религии". Приехав в 1929 году в Германию и вступив в контакт с РПЦЗ, он публично сознался, что являлся агентом ОГПУ (эта информация была опубликована в официальном издании РПЦЗ "Церковная жизнь"), и по рассмотрении его дела Архиерейским Собором был принят в РПЦЗ.
В феврале 1938 года нацисты потребовали от Архиерейского Собора назначить вместо действующего епископа Берлинского и Германского Тихона (Лященко) этнического немца Серафима, что и было сделано. От нацистов он получил титул "фюрера всех православных в Третьем рейхе и во всех контролируемых им территориях". Ему при прямой помощи гестапо были переданы в управление все храмы сначала на территории рейха, затем на территории оккупируемых нацистами стран. Как это происходило в ноябре 1939 года в Польше, описал архиепископ РПЦЗ Афанасий (Мартос), слова которого приводит Мальцев: "Гестапо, посадивши митрополита Дионисия под домашний арест, предъявило ему условие: отречься от митрополичьей кафедры в Варшаве или отправиться в концентрационный лагерь в Дахау… Митрополит предпочел отказаться от своей митрополии и передать ее Серафиму (Лядэ). За это немцы разрешали ему поселиться на своей даче в Отвоцке как частному лицу. Свой отказ митрополит Дионисий написал письменно и передал гестапо. Как будто митрополит Серафим этого и ожидал".
В апреле 1942 года с согласия Розенберга (главы министерства оккупированных восточных территорий) и Гейдриха (главы имперской службы безопасности) решено было сделать Серафима митрополитом на этих территориях, что 26 мая 1942 года утвердил Архиерейский Синод, преобразовавший его епархию в Средне-Европейский митрополичий округ в составе "Великогермании" (Германии, Австрии, Судет и Лотарингии), протектората Богемии и Словакии, Люксембурга, Бельгии и Польши. Кроме того, решением оккупационных властей в ведомство Серафима в 1941 году передавались приходы в сербской Воеводине, а в 1942 году – ряд приходов в СССР (Белостокская и Гродненская епархии и многие другие вплоть до Ставропольской).
Во всех отходивших под его юрисдикцию епархиях и приходах верующие должны были возносить молитвы "о христолюбивых властях народа Германского, о державе, победе, пребывании в мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити им во всем и покорити под нозе их всякого врага и супостата".
22 июня 1941 года Серафим (Лядэ) обратился к пастве с воззванием:
"Во Христе возлюбленные братья и сестры! Карающий меч Божественного правосудия обрушился на советскую власть, на ее приспешников и единомышленников. Христолюбивый Вождь германского народа призвал свое победоносное войско к новой борьбе, к той борьбе, которой мы давно жаждали, – к освященной борьбе против богоборцев, палачей и насильников, засевших в Московском Кремле... Поэтому, как первоиерарх Православной Церкви в Германии, я обращаюсь к вам с призывом. Будьте участниками в новой борьбе, ибо эта борьба и ваша борьба… Каждый из вас сможет найти свое место на новом антибольшевистском фронте. "Спасение всех", о котором Адольф Гитлер говорил в своем обращении к германскому народу, есть и ваше спасение – исполнение ваших долголетних стремлений и надежд. Настал последний решительный бой. Да благословит Господь новый ратный подвиг всех антибольшевистских бойцов и даст им на врагов победу и одоление. Аминь!"
С митрополитом Серафимом Власов встретился в Берлине еще в конце 1942 года. Назначенные им священники (такие как военный священник РОА Александр Киселев) и окормляли власовскую армию.
Советский митрополит, благословлявший Гитлера
Между тем, по словам Владимира Мальцева, на оккупированной территории нашлись и другие церковные коллаборационисты. Среди них, как считает автор публикации в "НГ-Религии", особенно заметен митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский) – один из высокопоставленных иерархов Московской патриархии, поставленный в 1940 году на рижскую кафедру после присоединения Латвии к СССР. 24 февраля 1941 года был создан подчиненный митрополиту Сергию Прибалтийский экзархат в составе Литвы, Латвии и Эстонии. При наступлении нацистов митрополит Сергий не эвакуировался, а спрятался в подвале рижского собора. Будучи задержан гестапо 1 июля 1941 года (поскольку имелись многочисленные свидетельства, что Сергий являлся агентом НКВД), уже 4 июля он был отпущен, так как сумел убедить немцев в своей полезности, если сохранит свой данный Московской патриархией пост.
Освобождение митрополита Сергия было неожиданным, но объяснимым. Дело в том, что в начале войны немецкая пропаганда усиленно маскировалась под советскую – отделением пропаганды вермахта по поручению группы армий "Север" была даже создана и выпускалась огромным тиражом точная копия газеты "Правда", печатавшая для жителей оккупированных областей информацию сугубо коллаборационистского характера. В данной ситуации "настоящий советский поп" оказался для немцев более чем кстати, ведь он пообещал ведение соответствующей пропаганды (уже 11 июля митрополит Сергий составил воззвание к верующим о борьбе с большевизмом) и создание "нового церковного управления под эгидой немецких властей".
Для этого его люди отправлялись в соседние оккупированные области – в Псковскую (а затем в Ленинградскую, Новгородскую и Тверскую). Эта так называемая "псковская миссия" осуществлялась не только с согласия, но и при прямой помощи немцев. Уже упомянутая поддельная "Правда" писала в августе 1941 года: "14 священнослужителей отправились в Псков как в центральный пункт восстанавливаемой в русских областях церковной жизни. Для поездки православных священнослужителей германское командование предоставило большой и комфортабельный автобус, снабженный даже электрическим освещением. Благодаря заботам германского командования православные священники, снабженные церковной утварью, облачением, запасом свечей, священными книгами и другими необходимыми для религиозной жизни предметами, совершат свое путешествие в освобожденные русские области для скорейшего восстановления богослужений во вновь открываемых православных храмах". Возглавил "миссию" протопресвитер Кирилл Зайц, настоятель рижского кафедрального собора.
Воспевая "подвиги" этих "миссионеров", открывших к 1944 году около 300 храмов (об этом фильм Владимира Хотиненко, который должен выйти на экраны до конца текущего года), забывают рассказать, что все это не просто одобрялось, но и напрямую финансировалось оккупантами. Гатчинский собор получил на восстановление 100 тысяч рублей, священнику Апраксину немцы лично выдали 30 тысяч рублей и шесть дорогих церковных облачений, нашлись деньги и на издание при "миссии" 30-тысячным тиражом газеты "Православный христианин"…
А вот и объяснение. Циркулярное письмо протопресвитера Кирилла Зайца: "Сообщаем вам для исполнения указ Высокопреосвященнейшего Экзарха митрополита Сергия от 11 июня 1942 года № 81: В ночь с 21 на 22 сего месяца исполняется год той освободительной борьбе, которую ведет победоносная великогерманская армия с большевизмом во имя спасения человечества от сатанинской власти поработителей и насильников. В связи с этим предписываю всему духовенству 21 июня после Божественной литургии и произнесения соответствующего слова совершить молебен о даровании Господом сил и крепости германской армии и ее вождю для окончательной победы над большевизмом". Повинуясь указу, в Казанском соборе Луги благочинный округа Николай Заболоцкий изрек в проповеди: "Благоденственное, мирное житие, здравие и во всем благое поспешение на врага, победу подай, Господи, вождю народа германского Адольфу Гитлеру, освободившему нас от тирании нечестивых людей, военачальникам армии германской и сохрани их на многая лета". Торжественные молебны и крестные ходы проводились (с участием немецкой администрации и военных) в годовщину оккупации городов Псковщины в июле 1942 года.
В ноябре 1942 года митрополиту торжественно были вручены сотрудниками ведомства Розенберга "найденные" в разграбленном немцами новгородском музее богослужебные книги. Издававшаяся при митрополите газета "Православный христианин" писала: "Высокопреосвященный Экзарх с волнением благодарил представителей государства и партии за возвращение Церкви книг… Особенно трогает Владыку мысль о том, что Вождь германского народа, ведя небывалую войну против злейшего врага, нашел время подумать и позаботиться о спасении религиозных и культурных ценностей русского народа. Свое обращение Владыка Экзарх закончил молитвенными словами: "Господь да укрепит и умножит силы Адольфа Гитлера для скорейшей и окончательной победы над большевизмом!"
И второе объяснение. Расписка того же Зайца от 1941 года: "Я, Зайц Кирилл Иванович, обязуюсь оказывать всяческое содействие СД и немецкой армии в их борьбе с большевиками. Я обязуюсь строго выполнять все указания и задания СД, а также хранить в тайне мою связь с СД". Циркуляром "миссии" № 714 от 9 июня 1943 года управление предписывало всем "миссионерам" вычислять сочувствующих партизанам и доносить на них в гестапо. Так, по доносам одного из наиболее активных "миссионеров" священника Иоанна Амозова были расстреляны гатчинский священник Александр Петров, священник церкви в селе Ящеры отец Алексий и многие другие. Протоиерей Анатолий Голубев, настоятель Казанского собора в городе Луге, осенью 1943 года донес коменданту о том, что жители деревни Поддубье и других деревень Лужского района проявляют недовольство немецкими порядками и ожидают прихода Красной армии, в январе 1944 года донес переводчику немецкой комендатуры о том, что жители Лужского района оказывают помощь партизанам. И таких примеров – масса. Некоторые члены "миссии", как, например, настоятель Казанской церкви в Вырице в 1943–1944 годах иерей Иван Молчанов, до посвящения в сан работали полицаями…
В конце 1942 года Власов встретился в Риге с митрополитом Сергием, который, по его словам, "дал свое благословение и предписание Миссии в городе Пскове оказывать ему – Власову, содействие и моральную помощь". Тогда же, 25 декабря 1942 года, священники Кирилл Зайц и Иоанн Легкий совершили первый молебен в частях РОА. В начале 1943 года в Пскове из представителей коллаборационистской администрации (бургомистр Черепенкин) и управления "миссии" (священник Георгий Беннигсен) был создан "Русский комитет", занимавшийся вербовкой в РОА и сбором средств для нее. В апреле–мае 1943 года вместе с членами "комитета" Власов посетил города "миссии": Гатчину, Лугу, Дно, Остров, Порхов, Гдов, Волосово, Толмачево, Сиверскую, Дедовичи и другие, где, выступая перед населением, призывал его вступать в РОА. В мае 1943 года Власов со своим штабом посетил Псково-Печерский монастырь и выступил перед его монахами, причем настоятель монастыря игумен Павел (Горшков) благословил его на борьбу с большевиками. В опубликованном в апреле 1944 года "Воззвании Архиерейского совещания в Риге под председательством митрополита Сергия" прямо говорилось: "Сознавайте отчетливо, что место ваше – в рядах борцов за новую, свободную, счастливую Россию, в рядах Русской Освободительной Армии"...
Как пишет, завершая свою публикацию в "НГ-Религии", Владимир Мальцев, "даже спустя 68 лет после начала войны ее эхо еще звучит и болью отдается в наших сердцах. А может быть, война еще не закончилась? Как распознать сегодня, кто был свой, а кто чужой? Рано или поздно "момент истины" наступает..."