burganov.ru

В Московском государственном музее "Дом Бурганова" накануне состоялась презентация альбома-каталога "Русская скульптура XVI - XIX веков. Тотьма". Это уже третье издание проекта, посвященного русской сакральной пластике, задуманного и осуществляемого действительным членом Российской академии художеств, исследователем русского искусства Марией Александровной Бургановой.

Два предыдущих издания были посвящены религиозной пластики Сольвычегодска и Великого Устюга. Новый альбом представляет еще одно собрание церковной скульптуры Русского Севера, которое по праву может быть названо выдающимся и значимым. Коллекция Тотемского музейного объединения включает скульптуру иконостасов, статуарную и мелкую пластику. Большинство произведений благодаря новому изданию публикуется впервые.

Особенностью альбома-каталога является его многоуровневая структура: прекрасные иллюстрации, научный аппарат и популярные тексты с разъяснением особенностей иконографии и художественных образов. Издание адресовано как специалистам музейного дела, так и широкому кругу читателей, интересующихся историей культуры и искусства России.

Тотьма - один из древнейших городов России, первое упоминание о котором относится к 1137 году. Он считался одним из богатейших на Русском Севере. Из небольшого укрепленного поселения, пережившего набеги татар и разорения, он превратился в один из крупнейших торговых и культурных центров. Основой богатства стала здесь торговля солью и пушниной. В XVIII веке местные купцы, используя политические связи, экономические преимущества и личную инициативу, формируют новый образ Тотьмы как крупного международного центра и базы зарубежных экспедиций.

Тотемские предприниматели обустраивают земли Алецутских островов и Аляски. Осваивая новые территории, они дошли до Сан-Франциско. Самой южной точкой Русской Америки стало основанное уроженцем Тотьмы Иваном Кусковым знаменитое поселение Форт-Росс. Экономический расцвет и международные связи стали фундаментом для бурного строительства. Только во второй половине XVIII века в Тотьме было построено более десяти каменных церквей, хотя численность населения в этот период едва достигала 4500 человек.

Образцом для местных строителей стала новая российская столица - Санкт-Петербург, формировавшийся по градостроительным и культурным форматам общеевропейского пространства. Активно развивавшаяся Тотьма живо восприняла новые архитектурные и художественные концепции. Храмы украшались скульптурой по столичному образцу. Тотемские высокие многоярусные соборы, изумительно красивые и стройные по пропорциям, позволили даже ввести в среде историков искусства специальный термин "тотемское барокко".

Трагические события российской истории не пощадили северный город. Сегодня его положение мало чем отличается от общей для российских провинциальных городов ситуации. Люди, трудящиеся там на ниве культуры, сделали все для них возможное, чтобы, несмотря на практически полную утрату церковных интерьеров и иконостасов тотемских храмов, сохранить часть пластического наследия. Как отмечает автор альбома Мария Бурганова, это впечатляющее собрание скульптуры отличается столь ярко выраженным художественным образом, что позволяет говорить о тотемской школе скульптуры как художественном явлении.

Участники презентации альбома-каталога с благодарностью говорили о научном и человеческом подвиге коллектива, готовившего издание. Мария Бурганова оказала музейному объединению города неоценимую помощь, систематизировав экспонаты и проведя научную каталогизацию собрания.

По словам директора Тотемского музейного объединения Юлии Ерыкаловой, "каталог скульптуры тотемских храмов открывает новую страницу в истории Тотьмы и Русского Севера и является значимым вкладом в свод отечественного искусства и культуры".

Искренняя благодарность была выражена Альберту и Елене Ледовских, а также музею классического и современного искусства "Бурганов-Центр", благодаря участию и финансовой поддержке которых стало возможным издание альбома.