Moscow-Live.ru

В Москве в пятницу завершила работу научно-практическая конференция "Религия в мегаполисе: трансформация исторической памяти", проходившая в рамках форума "Гуманитарное пространство мегаполиса 2014", организованного Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, Российской академией наук и Государственным академическим университетом гуманитарных наук.

По мнению участников форума, мегаполисы не только изменили традиционный исторический уклад человеческой жизни, культурное пространство и нравственную составляющую, но и предложили новый формат религиозности, моду на веру - моду верить неважно, во что.

"О кризисе жанра", который претерпевают сегодня понятия "религия" и "верующий" в пространстве больших городов, говорил на семинаре заведующий кафедрой философии Владимирского государственного университета Евгений Аринин. По его словам, еще два столетия назад два этих термина если и присутствовали в повседневном языке, то употреблялись очень редко. Относительно неспешная дореволюционная жизнь текла по своим законам, и необходимости спрашивать, к какой из конфессий принадлежит человек, не было. В наши дни ситуация изменилась.

"По сути, верующим сегодня можно назвать любого человека, увлеченного какой-либо идеей. Неважно, во что и как он верит. Просто в современных реалиях быть верующим и принадлежать любой религии стало престижно", - считает ученый.

Такая сакрализация обыденности, полагает он, сложилась во многом благодаря долгим десятилетиям воинствующего атеизма в России.

Заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул отметила, что еще одна причина этой тенденции - особая информационная среда мегаполисов. Будучи по сути миниатюрными моделями цивилизаций, большие города сталкиваются с проблемами и вызовами общепланетарного масштаба. А потому современный житель мегаполиса оказывается в ситуации постоянного информационного взрыва.

"По данным школы информации университета Беркли, человечество только за последние 30 лет произвело больше информации, чем в совокупности за пять тысяч лет. В будущем, по прогнозам специалистов, объемы этой информации будут удваиваться ежегодно, в первую очередь из-за интенсивного развития соцмедиа. Уже сегодня 400 миллионов активных пользователей Fb ежемесячно размещают в своих аккаунтах более 25 миллиардов единиц контента", - отметила Жосул.

Информационная перенасыщенность, считает она, определила и новый вид религиозного сознания. Из-за непрерывного потока новостей, событий, фактов и явлений, о которых в два касания по планшету и прочим телефонным гаджетам можно узнать из мировой сети, адекватно воспринимать действительность становится все труднее. А потому, по словам Жосул, "трезвомыслие верующих подвергается ежесекундному стрессу". Стало гораздо проще прочитать интернет-проповедь или пообщаться онлайн со священником, чем пойти в храм и исповедоваться.

Доцент волгоградского филиала Академии Труда и социальных отношений Татьяна Фолиева в своем выступлении говорила о последствиях "цифровой революции" в религиозной жизни. Дигитализация богослужебной практики, по ее словам, привела к тому, что, например, во многих крупных городах США значительно снизилось число прихожан, а религиозная социализация уже не основывается на семейных традициях и исторической памяти.

Религиовед Павел Костылев, представлявший философский факультет МГУ им. Ломоносова, заявил, что сегодня необходимо отличать городскую религиозность от сельской. По сути это теперь два разных явления, которые необходимо изучать и сопоставлять.

"Тема взаимодействия религии, религиозного сознания и мегаполиса, к сожалению, пока еще мало изучена российским религиоведением. Однако сегодня понятно одно: культура современного мегаполиса, в том числе и религиозная, значительно поменялась. Этот феномен требует пристального внимания и изучения не только на теоретическом, но и на практическом уровне. Ведь более трех четвертей современного мира проживают именно в мегаполисах", - отметил Костылев.