Архив NEWSru.com

Русская православная церковь отказывается признавать право Константинопольского Патриархата на вселенскую юрисдикцию, заявил глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев).

"Константинопольский Патриархат является первым среди равных, первым по чести, и мы никогда не оспаривали этого", - подчеркнул председатель ОВЦС МП, выступая в Москве на пленарном заседании ежегодных Рождественских чтений, сообщает "Интерфакс".

Вместе с тем, добавил он, "мы ставим под сомнение и оспариваем право Константинополя на вселенскую юрисдикцию в диаспоре, то есть в тех странах, где традиционно существует Православная церковь и где она возникла либо в результате миграции, либо в результате миссии".

Напомнив, что РПЦ осуществляла миссию в Китае, Корее, Японии, на Алеутских островах, Аляске, митрополит Кирилл выразил недоумение в связи с тем, что, с точки зрения Константинополя, "результаты миссионерской деятельности Русской церкви должны быть направлены на то, чтобы создавать в этих странах юрисдикцию Константинопольского Патриарха".

В этом, как отметил митрополит Кирилл, состоит принципиальное расхождение Русской и Константинопольской церквей.

По его мнению, у Константинопольского Патриархата существует особое самопонимание, отличное от самопонимания других поместных православных церквей: "Константинополь воспринимает самого себя как Церковь, ответственную особым образом за судьбу всего православия, и описывает свое служение в категориях, которые совершенно не соответствуют православному преданию".

"Это нечто заимствованное из католического понимания роли и значения римского епископа", - отметил митрополит Кирилл.

Между тем, напомнил он, "ни один из православных архиереев не может иметь вселенской юрисдикции, потому что именно в этом пункте мы расходимся с католиками: они утверждают, что Папа Римский имеет право вселенской юрисдикции - православные, напротив, говорят, что он такого права не имеет".

"И если мы отказываемся признать такое право за католиками, почему мы должны признавать его за другими?" - задает вопрос официальный представитель Русской церкви.