echo.msk.ru

Православные верующие Абхазии намерены решать вопросы духовной жизни с помощью Московского патриархата. Об этом заявил во вторник агентству "Интерфакс" видный представитель абхазского духовенства священник Виссарион Аплиа.

"Верующие, и абхазские, и русские священнослужители уже около 20 лет ведут церковную жизнь в республике самостоятельно, никаких связей с Грузинской православной церковью не поддерживали, поскольку грузинское духовенство поддержало военную акцию войск Госсовета Грузии в Абхазии в 1992 - 1993 годах", - сказал абхазский священнослужитель.

При этом он добавил, что "Грузинский патриарх и другие грузинские священники вместо призывов о мире и милосердии, по сути дела, призывали к насилию".

Недавнее обращение президента республики Александра Анкваба к Московскому патриархату с просьбой рукоположить абхазского епископа и взять под попечение Абхазскую епархию Виссарион Аплиа назвал правильным.

"Россия является не только стратегическим, но и духовным партнером Абхазии. Мы все вопросы духовной жизни на протяжении длительного времени решали и намерены решать в будущем с помощью Русской православной церкви. Обращение светских властей республики, православное, оно свидетельствует о правильном понимании сложившейся ситуации. Но, как говорил апостол Иаков, "вера без дел мертва", так что по делам посмотрим", - подчеркнул священник.

"Грузинский патриарх на протяжении нескольких лет заявляет о своем намерении посетить Абхазию и рассматривает Сухумо-Абхазскую епархию как часть Грузинской церкви. Однако вся история православия свидетельствует о том, что Абхазская епархия никогда не входила в состав Грузинской церкви на канонических основаниях", - заявил Аплиа.

По его мнению "те, кто говорит, что Абхазская церковь не имеет права на автономию, говорят неправду", а правда заключается в том, что "на протяжении довольно длительного времени в Абхазии существовала автокефальная Церковь с резиденцией епископа в Пицунде".

Виссарион Аплиа напомнил, что "в 1918 году на Всероссийском соборе патриарх Тихон не признал правомочность грузинского католикоса в Абхазии и Осетии".

"Однако оккупация Абхазии в 1918 году грузинскими войсками во главе с генералом Мазниашвили не дала возможности решения вопроса создания независимой Церкви. С этого времени Сухумская епархия была занята грузинской иерархией, а русский епископ был изгнан из Сухума. В 1943 году, во время правления Сталина, Русская православная церковь признала автокефалию Грузинской церкви и ее каноническую власть на всей территории Грузинской ССР. В это время заметно ощущается охлаждение к Церкви среди абхазов, которые не могли принять никакого грузинского влияния", - сказал собеседник "Интерфакса".

Между тем, по его словам, еще с VIII века Абхазская церковь удостоилась "высокого статуса автокефалии: самостоятельное Абхазское автокефальное архиепископство как входящее в юрисдикцию Константинопольского патриархата упоминается в Notltiae episcepatuum в VII, IX и Х веках", - утверждает представитель абхазского духовенства.

В заключение отец Виссарион заявил, что, "пока патриарх Грузии рассматривает православную общину Абхазии как каноническую территорию Грузии, его визит в Абхазию невозможен".

Напомним, что в результате грузино-абхазской войны 1992 - 1993 годов священнослужители Грузинской церкви, в юрисдикции которой находится Абхазия, вынуждены были покинуть эти земли, а окормление обездоленной паствы с тех пор фактически осуществлял Московский патриархат. По негласной договоренности Москвы и Тбилиси абхазы получали духовное образование в Московских духовных школах и рукополагались архиереями Русской православной церкви, однако в Москве неоднократно подчеркивали, что Абхазия является канонической территорией Грузинского патриархата.

В 2009 году на собрании духовенства Абхазии управляющий бывшей Сухумо-Абхазской епархией Грузинской церкви протоиерей-абхаз Виссарион Аплиа в одностороннем порядке провозгласил автокефалию Абхазской поместной церкви с двумя кафедрами - Сухумской и Пицундской и обратился к Патриарху Московскому и всея Руси с просьбой признать независимость Абхазской церкви. Несмотря на многочисленные просьбы абхазского духовенства, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был непреклонен и подчеркнул, что решение церковных проблем в Абхазии возможно только на основе канонов и при непосредственном участии Грузинской патриархии.

В результате среди абхазов стало расти недовольство позицией Москвы, и в мае 2011 года в Абхазии участниками Церковно-народного собрания была создана еще одна "митрополия" с кафедрой в Новом Афоне, целью которой была провозглашена "независимая Абхазская церковь". Собрание было созвано молодыми абхазскими священнослужителями архимандритом Дорофеем (Дбар) и иеромонахом Андреем (Ампар), которые решили искать признания своей "юрисдикции" не в Москве или Тбилиси, а в Константинополе.

В связи с этим они предприняли поездку в Турцию, где в качестве простых паломников были приняты Константинопольским патриархом. Позднее патриарх Варфоломей дал разъяснения по поводу этой встречи. В Константинополе настаивали, что встреча была неофициальной, и абхазской делегации после многих просьб об аудиенции, как любому желающему христианину, была дана возможность встретиться с Варфоломеем. При этом подчеркивалось, что Абхазия является канонической территорией Грузинской православной церкви.

Ранее епископ Майкопский и Адыгейский Тихон за раскольнические действия запретил в служении отца Дорофея и отца Андрея, которые являются заштатными клириками Майкопской епархии Русской церкви, где получили священный сан.